В Красноярске под председательством Президента России прошло выездное заседание Президиума Госсовета РФ. На нем обсуждались вопросы развития транспортной инфраструктуры государства, и в частности его восточных территорий.
По мнению министра транспорта РФ Игоря Левитина, Федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России (2002—2010 годы)» в целом выполнила свою функцию по модернизации транспортной системы на первом этапе реализации Транспортной стратегии РФ на период до
К
Протяженность автомобильных дорог общего пользования достигнет 605,1 тыс. км. При этом 18,7 тыс. км автомобильных дорог федерального значения станут соответствовать нормативным требованиям. На внутренних водных путях будет обеспечена безопасность и надежность функционирования судоходных гидротехнических сооружений, а объем транзитных перевозок — увеличен на 30 млн т.
Модернизация транспортной системы позволит получать от экспорта транспортных услуг дополнительные доходы в размере более 6 млрд долл. в год и обеспечит работой свыше 2 млн человек в смежных отраслях экономики.
Однако, несмотря на благоприятные тенденции в работе отдельных видов транспорта и их постепенный переход от выживания к обновлению и развитию, транспортная система не отвечает существующим потребностям и перспективам развития России.
Дело в том, что в нашем государстве сформировались и набирают силу четыре базовых фактора развития с точки зрения экономической географии. Прежде всего развивается пояс нового сырьевого освоения страны, и он имеет тенденцию постепенно сдвигаться на восток и на север. Эта тенденция возникла не в нынешнем и не в прошлом столетиях: в поисках новых источников сырья Россия всегда двигалась с запада на восток. Совокупность новых крупнейших сырьевых проектов, которые планируются к реализации ведущими недропользователями, свидетельствует, что на повестке дня в РФ новый масштабный шаг на восток.
Помимо этого, формируется тенденция создания на такой уникальной сырьевой базе еще и определенного пояса новой индустриализации, то есть производств второго и третьего переделов. Для большинства регионов восточной части страны данный пояс будет иметь определенную территориальную локализацию. Это в основном территория между сырьевыми месторождениями на Севере и расположенными южнее инфраструктурными створами БАМа и Транссиба.
Важнейшим фактором экономического роста остаются агломерации — пояс развития экономики услуг, высоких технологий, торговли, финансового сектора, пищевой промышленности и т.д. В европейской части России агломерационные импульсы экономического роста уже доминируют и покрывают значительную часть территории. Однако в центре и на востоке потенциальный пояс агломераций будет четко локализован как 5—6 заметных сегодня городов, расположенных вдоль Транссиба — от Владивостока и Хабаровска до Красноярска и Новосибирска.
Четвертым фундаментальным фактором роста с точки зрения экономической географии стали порты. На базе их развития очевидна тенденция к формированию целых портовых экономических макрорайонов, по крайней мере, на Северо-Западе, Дальнем Востоке и юге страны.
Все эти четыре вектора роста уже сформировались и требуют адресных усилий по развитию транспортной инфраструктуры. Сегодня она — основной сдерживающий фактор для каждого из векторов роста.
Россия несет значительные потери от низкой конкурентоспособности транспортной системы. В настоящее время транзит через ее территорию составляет менее 1% товарооборота между странами Европы и Азии, то есть используется только 5—7% транзитного потенциала нашего государства. Между тем транспортировка по российским коммуникациям только 5% грузов евроазиатского транзита может принести РФ около 1 млрд долл. в год.
Губернатор Красноярского края Александр Хлопонин считает, что серьезной социальной проблемой, особенно для инфраструктурно-дефицитных регионов Сибири и Дальнего Востока, является региональное авиасообщение.
«В данной сфере существует две проблемы — это ужасное состояние большинства малых региональных аэропортов и критическое состояние парка воздушных судов. Безусловно, малая региональная авиация не может развиваться без господдержки как полностью либерализованная отрасль. В начале 90-х гг. мы поступили именно так и региональные авиаперевозки сократились в 40 раз, а две трети региональных аэропортов в стране прекратили функционировать», — убежден губернатор.
Объективное состояние региональной авиации требует от государства разработки прозрачных подходов к адресному субсидированию региональных авиаперевозок, нацеленному на обеспечение доступности и свободы перемещения граждан вне зависимости от региона проживания.
В Красноярском крае такая программа реализуется за счет средств регионального бюджета. По словам А. Хлопонина, решить ее в масштабе всей страны без федерального финансирования будет невозможно. Проблема убыточности других социально значимых перевозок — пригородных перевозок на железнодорожном транспорте — также может быть решена только через адресное субсидирование за счет государственного бюджета.
По сути дела, проблемы несоответствия транспортной системы потребностям социально-экономического развития страны не являются проблемами развития отдельных видов транспорта, а носят комплексный характер. Существующие ограничения связаны с отсутствием единой транспортной системы, адекватной потребностям социально-экономического развития страны.
В итоге, по мнению всех выступавших на заседании Президиума Госсовета РФ, приоритетная задача социально-экономического развития страны — это устранение инфраструктурных ограничений долгосрочного экономического роста, в первую очередь путем развития транспортной инфраструктуры.
Достижение этой цели возможно при условии перехода транспортной системы на новый качественный уровень благодаря строительству скоростных и высокоскоростных транспортных магистралей, развитию транспортной инфраструктуры в азиатской части России, комплексному развитию крупных транспортных узлов, формированию и распространению новых транспортных технологий, решению транспортных проблем в крупнейших городских агломерациях.
Перевод транспортной системы на новый качественный уровень потребует значительных инвестиций в ее развитие. Эффективная реализация такой масштабной задачи возможна в рамках Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы Российской Федерации (2010—2015 годы)». Именно она позволит сконцентрировать государственные и частные инвестиции на решении ключевых проблем транспортной системы, обеспечит сбалансированное и последовательное их решение.
Развитие транспортной системы страны становится не только необходимым условием реализации инновационной модели экономического роста России, но и активным фактором его формирования и повышения качества жизни населения. Именно поэтому члены рабочей группы Госсовета предложили сконцентрировать усилия на создании и развитии национальной опорной аэродромной сети страны, крупных авиатранспортных узлов (хабов), повышении инвестиционной привлекательности железнодорожного транспорта, создании системы государственной бюджетной и налоговой поддержки инвесторов, направляющих средства на строительство и модернизацию железных дорог и приобретение подвижного состава.
В свою очередь, Владимир Путин обратил внимание присутствующих на необходимость интеграции внутренних транспортных сетей в международные, формирование узловых аэропортов, создание комплексной программы развития внутригородского транспорта, строительство новых высокоскоростных магистралей.
«Для решения транспортных проблем крупных городов особое внимание надо уделять развитию метро и скоростных трамваев. В час пик крупные города буквально задыхаются от дефицита наземного транспорта. Необходима разработка комплексных программ развития пригородного и городского транспорта. И скоростного транспорта — метрополитенов, скоростного трамвая и других современных средств», — заявил Глава государства.
Здесь нужно искать новые и масштабные источники поступления внебюджетных средств, а механизмы государственно-частного партнерства должны быть реально привлекательными и выгодными не только для государства, но и для тех, кто вкладывает частные ресурсы.