Федеральная антимонопольная служба подготовила законопроект о внесении поправок в уголовное законодательство. Об этом заявил руководитель антимонопольного ведомства Игорь Артемьев на совместном заседании коллегии ФАС России и НП «Содействие развитию конкуренции».
Законопроект предусматривает пересмотр нынешней редакции ст. 178 УК РФ, устанавливающей уголовную ответственность за недопущение, ограничение или устранение конкуренции.
По мнению представителей ФАС России, эта статья в настоящее время фактически не применяется (по ней имеется лишь один приговор — оправдательный). Для того чтобы «реанимировать» эту норму, они предлагают изменить формулировку состава преступления: ввести уголовную ответственность за создание картелей, а также за систематическое злоупотребление доминирующим положением (в соответствии с нынешним Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон № 135-ФЗ) систематическим считается совершение злоупотребления более 2 раз за 3 года).
Максимальное наказание по ч. 1 данной статьи предлагается увеличить с 2 до 3 лет лишения свободы. Впрочем, как отметили сами специалисты ФАС России, вряд ли суды будут действительно применять к монополистам столь суровую меру. Судебная практика по уголовным делам показывает, что по статьям с небольшими сроками заключения судьи, как правило, назначают условное наказание.
Также в текст УК РФ предлагается ввести новый состав преступления — неисполнение предписаний ФАС России (ст. 178.1). Отвечать по названной статье будут нарушители, не исполнившие предписание службы в течение года. Виновным будет грозить лишение свободы на срок до 2 лет.
Правда, по поводу этой инициативы представители бизнеса высказали свои сомнения: подобная статья фактически приравнивает решения ФАС, то есть административного органа, к судебным решениям (за неисполнение которых существует уголовная ответственность). Кроме того, сейчас есть возможность обеспечить исполнение решения в рамках гражданского судопроизводства.
Предложенные ФАС поправки переданы в НП «Содействие развитию конкуренции» для выработки замечаний и предложений. В Госдуму они могут быть внесены в начале
Еще одна коллизия антимонопольного законодательства, по которой руководство ФАС России просило предпринимателей и юристов высказать свое мнение, связана с материальными санкциями, которые служба вправе взимать с нарушителей.
Дело в том, что согласно подп. «К» п. 2 ст. 23 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган выдает хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства. В то же время оборотные штрафы за различные виды нарушений законодательства о конкуренции установлены
ст. 14.31—14.32 КоАП РФ.
Естественно, у борцов с монополизмом возникает вопрос: какую санкцию следует применять к нарушителю — ту, что установлена Законом № 135-ФЗ, или ту, что прописана в КоАП РФ, либо же обе сразу? Как отметил глава ФАС России, сейчас его подчиненные не применяют подп. «К» п. 2 ст. 23 Закона № 135-ФЗ, ограничиваясь наложением административных штрафов. Но с юридической точки зрения коллизия остается неразрешенной.
Пока что у представителей НП «Содействие развитию конкуренции», которым было предложено обосновать свою позицию по данному вопросу, единого мнения не сложилось.
Окончательное же решение предстоит принять арбитражным судьям. Как заявил И. Артемьев,
в ближайшее время его ведомство поставит вопрос о применении п. 2 ст. 23 Закона № 135-ФЗ перед Пленумом ВАС РФ.