14 ноября 2007 года вступил в силу Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее — Закон № 257-ФЗ). Новый документ дал зеленый свет строительству платных автодорог.
Пожалуй, основным новшеством Закона № 257-ФЗ является то, что он дает возможность собственникам дорог — государству, муниципальным образованиям и «частникам» брать плату с водителей проезжающего по ним транспорта (или по терминологии нового Закона — с пользователей автомобильных дорог). Соответствующее решение (в зависимости от значения автодороги) принимает федеральное Правительство, региональный исполнительный орган, муниципалитет или частный собственник — гражданин или организация.
Правда, поставить шлагбаум и кассовый аппарат можно все-таки не на любой дороге. Решение об использовании автомобильной дороги на платной основе может быть принято при соблюдении хотя бы одного из следующих условий:
· при обеспечении возможности альтернативного бесплатного проезда по дорогам общего пользования;
· если возможность альтернативного бесплатного проезда будет обеспечена до ввода в эксплуатацию строящейся или реконструируемой платной автомобильной дороги.
Максимальный размер платы за пользование автодорогой предусмотрен лишь для государственных и муниципальных платных дорог. Очевидно, частные собственники в вопросе установления цен не ограничены ничем, кроме законодательства о налогах и конкуренции. Закон № 257-ФЗ лишь указывает, что владелец дороги не должен отдавать предпочтение кому-либо из пользователей при заключении договора о проезде по платной дороге.
Законом № 257-ФЗ вводится механизм создания государственных и муниципальных платных автодорог — строительство, реконструкция и использование таких дорог на основе концессионных соглашений.
Напомним, что по концессионному соглашению «частник» (концессионер) обязуется за свой счет создать или реконструировать определенное этим соглашением недвижимое имущество, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать государству или муниципальному образованию (концеденту), а концедент, в свою очередь, обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования указанным имуществом для осуществления коммерческой деятельности.
Закон № 257-ФЗ перечисляет существенные условия такого соглашения (не прописанные в Федеральном законе от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»), в том числе порядок и условия установления и изменения платы за проезд по дороге и порядок взимания такой платы, обязательство концессионера по заблаговременному предоставлению участникам дорожного движения информации о возможности бесплатного альтернативного проезда.
Такая схема позволяет наладить сотрудничество, выгодное, с одной стороны, для государства и муниципалитетов (необходимая региону автодорога может быть построена на деньги частного бизнеса), а с другой — для частного сектора (Закон № 257-ФЗ создает предпосылки появления новой для нашей страны сферы бизнеса — строительства и обслуживания платных автодорог).