Организация является инвестором строительства жилого дома. После передачи квартир от заказчика-застройщика они оформляются в собственность. Затем квартиры реализуются по договорам купли-продажи с физическими лицами.
Правомерны ли действия налоговых органов, которые не принимают декларацию по НДС, поскольку в декларации заполнен раздел 9 без предварительной подачи копий договоров купли-продажи квартир, свидетельств о регистрации права собственности, копий книги покупок и книги продаж, а также без представления копий договоров займа и расчета процентов по ним?
Н.А. Кулешова, Санкт-Петербург
В пункте 7 ст. 88 НК РФ сформулировано общее правило, согласно которому при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено ст. 88 НК РФ или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК РФ.
В то же время в п. 6, 8, 9 ст. 88 НК РФ закреплены исключения из общего правила.
Так, согласно п. 6 ст. 88 НК РФ при проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе также истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы.
При подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со ст. 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов (п. 8 ст. 88 НК РФ).
При проведении камеральной налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, налоговые органы вправе помимо документов, указанных в п. 1 ст. 88 НК РФ, истребовать у налогоплательщика иные документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты налогов (п. 9 ст. 88 НК РФ).
Исходя из вышеизложенных положений при использовании налогоплательщиком налоговой льготы налоговый орган вправе истребовать у него документы, подтверждающие право на эти налоговые льготы.
В соответствии с п. 1 ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Подпунктом 22 п. 3 ст. 149 НК РФ установлено, что не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации операции по реализации жилых домов, жилых помещений, а также долей в них.
Письмом ФНС России от 09.12.2004 № 03-1-08/2467/17@ установлено, что порядок освобождения от налогообложения операций, перечисленных в вышеуказанной норме, применяется только при реализации (в том числе инвесторами) жилых помещений (долей в них) по договору купли-продажи, а также при передаче доли в праве на общее имущество в многоквартирном доме при реализации квартир по договору купли-продажи.
Форма налоговой декларации по НДС и порядок ее заполнения утверждены Приказом Минфина России от 07.11.2006 № 136н.
Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), отражаются в разделе 9 декларации.
В Рекомендациях по проведению проверки правомерности предоставления освобождения от налогообложения в соответствии со статьей 149 НК РФ, приведенными в Письме Управления МНС России по г. Москве от 21.06.2004 № 24-14/4/41004 (далее — Рекомендации), обращается особое внимание на необходимость при проведении налоговой проверки правомерности предоставления освобождения от налогообложения по ст. 149 НК РФ в полной мере использовать право налогового органа, предоставленное ст. 88 НК РФ, по истребованию у налогоплательщика дополнительных документов, подтверждающих его право на вышеуказанное освобождение.
Однако необходимо заметить, что подп. 22 п. 3 ст. 149 НК РФ вступил в силу с 01.01.2005 и соответственно в данных Рекомендациях не приведен перечень документов, подтверждающих, по мнению Управления МНС России по г. Москве, право на льготу, установленную данным подпунктом.
Позиция налоговых органов свидетельствует, что освобождение от уплаты налога, предусмотренное п. 3 ст. 149 НК РФ, применяется только при представлении соответствующих документов. Примером может служить Письмо Управления ФНС России по г. Москве от 02.08.2005 № 19-11/55153, в котором приведен перечень документов, необходимых, по мнению налоговых органов, для применения льготы, установленной подп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ. В этом Письме налоговые органы прямо указывают, что только в случае представления данных документов налогоплательщик может воспользоваться соответствующей льготой. Иного порядка применения данной льготы действующим законодательством не установлено.
Исходя из анализа вышеизложенных положений, а также учитывая, что освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость, предусмотренное подп. 22 п. 3 ст. 149 НК РФ, является льготой по смыслу ст. 56 НК, налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные, помимо налоговой декларации, документы, подтверждающие право на эти налоговые льготы.
Необходимо заметить, что если в требовании налогового органа о представлении документов не содержится четкого названия запрашиваемых документов, то такое требование может быть признано судом недействительным, если налогоплательщик по каким-либо причинам не представил запрашиваемые документы в налоговый орган или нарушил срок их представления. Об этом свидетельствует сложившаяся судебная практика (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 16.02.2006 № А55-4202/2005-22, ФАС Уральского округа от 04.07.2005 № Ф09-2774/05-С7, ФАС Волго-Вятского округа от 13.07.2005 № А29-10785/2004а, ФАС Западно-Сибирского округа от 29.06.2005 № Ф04-4058/2005 (12479-А27-35).
В то же время необходимо отметить, что в соответствии с п. 2.4.1 Регламента принятия и ввода в автоматизированную информационную систему налоговых органов данных представляемых налогоплательщиками налоговых деклараций, иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, и бухгалтерской отчетности, утвержденного Приказом МНС России от 04.02.2004 № БГ-3-06/76, налогоплательщикам не может быть отказано в принятии налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности, за исключением случая представления вышеуказанных документов не по установленной форме.
Таким образом, представляется, что правомерность (неправомерность) отказа налогового органа в принятии налоговой декларации в случае непредставления в налоговой орган копий договоров купли-продажи квартир, свидетельств о регистрации квартир, копий книги покупок и книги продаж при заполненном разделе 9 декларации по НДС, а также, если в нем показаны договоры займа, но не представлены копии этих договоров и расчета процентов по ним, может быть установлена только в судебном порядке.