Рабочая сила, ее количество и качество являются решающим нематериальным фактором конкурентоспособности компаний и всей российской экономики. Однако сфера образования и повышения квалификации до сих пор остается приоритетом государства. Основная причина бездействия предпринимателей — несовершенство законодательства и отсутствие налоговых стимулов.
Нельзя сказать, что российские бизнесмены сидят сложа руки. Благодаря финансовой поддержке бизнеса в стране ежегодно открываются и развиваются базовые кафедры в учебных заведениях, создаются корпоративные университеты и учебные центры, проводится производственная практика для повышения квалификации специалистов.
Также развивается негосударственная система профессиональной подготовки, в которой создаются частные школы и другие негосударственные учебные заведения начального, среднего и высшего профессионального обучения, тренинговые центры. Расширяется сеть компаний, специализирующихся на кадровом консультировании и подборе учебных программ по запросам работодателей и граждан.
Между тем частные учебные центры часто являются альтернативой государственным учреждениям. Лишь в последние годы дипломы негосударственных университетов и курсов повышения квалификации стали иметь достаточный вес среди большинства работодателей. Чтобы исправить ситуацию, «образовательное сообщество должно принимать участие в разработке, определении приоритетов развития профессионального образования и участвовать в их реализации». Об этом на «круглом столе» под названием «Государственно-частное партнерство в образовании: законодательные аспекты» заявила заместитель директора департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Наталья Третьяк.
Кому поп, кому попадья, а кому попова дочка
Решить проблему на первый взгляд просто: развитие профессионального образования и обучения сегодня должно строиться на основе эффективного партнерства государства и бизнеса. Плюсы такого сотрудничества — это единые стандарты обучения и финансовая поддержка, которой так не хватает нашему государству, с одной стороны, и знания, максимально приближенные к запросам бизнеса, — с другой.
Таким образом, государство получит развитый конкурентный рынок образовательных услуг, бизнес сможет влиять на качество подготовки специалистов, а учебные учреждения — привлекать дополнительное финансирование и реализовывать инновационные образовательные программы.
Частно-государственное партнерство (ЧГП) в образовании позволит обеспечить для государственной системы образования:
· развитие рынка и усиление добросовестной конкуренции на рынке образовательных услуг;
· апробирование применения новых для образовательных структур организационно-правовых форм альянса с бизнесом;
· выработку предложений по дальнейшему совершенствованию нормативно-правовой базы реформирования профессиональной школы;
· тиражирование передового опыта;
· отработку механизмов многоканального финансирования;
· апробацию и широкое внедрение механизмов взаимодействия вуза и работодателей;
· совершенствование системы управления в сфере инновационной деятельности (отработка содержания и методик администрирования, подготовки и повышения квалификации управленческих специалистов).
Инвестор в свою очередь получит возможность:
· участвовать в учебно-научной и управленческой деятельности учебного заведения в соответствии с передовым международным опытом с позиций конечного потребителя результатов труда учебного заведения и инвестора;
· создавать и совершенствовать образовательные стандарты, учебные планы и программы, подготавливать высококвалифицированные кадры с учетом потребностей рынка труда;
· создавать и развивать на базе учебных учреждений образовательно-производственно-технологические инфраструктуры инновационной деятельности компаний;
· привлекать студентов и профессорско-преподавательский состав к выполнению в процессе обучения научно-исследовательских работ и к подготовке проектов под решение проблем конкретного бизнеса.
Образовательные учреждения смогут:
· создавать дополнительные возможности для многоканального финансирования и развития материально-технической базы учебного заведения;
· создавать новую модель интегрированного образовательного комплекса (качественный менеджмент, новая инфраструктура, технологии и направления подготовки студентов и преподавателей);
· отрабатывать новые модели учебно-научной, производственной и институциональной интеграции;
· повышать финансовую обеспеченность научных исследований ученых, преподавателей и студентов образовательного учреждения (дополнительное финансирование доведения научных разработок до коммерческого уровня с патентованием и закреплением авторских прав);
· развивать рынок образовательных услуг.
Получается, что и бизнес, и государство заинтересованы в партнерских отношениях, однако между желанием и конкретными действиями до сих пор остается много «но». Почему?
Можно договориться
Сегодня расходы российских предприятий на обучение персонала составляют 0,7% от прибыли, в то время как в западных развитых странах — 10—12%. Предприниматели оправдываются: бизнес боится применения административных рычагов со стороны государства, а государство боится лишиться собственности.
Между тем народные избранники видят проблему в отсутствии налоговых стимулов бизнеса. «Необходимо найти механизмы, которые способствовали бы привлечению инвестиций бизнеса в образование», — сказала председатель Комитета ГД по образованию и науке Валентина Иванова. Кстати, в Госдуме считают, что ЧГП можно рассматривать как альтернативу приватизации жизненно важных объектов государственной собственности.
Сдвинулись с мертвой точки
Впрочем, на бумаге сдвиги уже есть. Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) и Минобрнауки России подписали в июне текущего года соглашение о сотрудничестве.
Представитель РСПП Федор Прокопов сообщил, что в рамках такого партнерства бизнес будет финансировать учебные учреждения, выигравшие конкурсы нацпроекта «Образование». Размер финансирования, по его словам, составит 3 млрд руб., однако вполне возможно его последующее увеличение. Кроме того, предпринимательское сообщество готовит стандарты профессионального образования: в ближайшее время они будут утверждены для специалистов сферы питания, также завершается их разработка для ИT-специалистов и авиастроения.
В то же время Ф. Прокопов заметил, что работа над стандартами «идет очень тяжело», что связано, в частности, с тем, что сложно убедить бизнес, особенно крупный, участвовать в этой деятельности. Ведется мониторинг правоприменительной практики работы эндаументов (целевого капитала), вероятно, в начале
Ф. Прокопов добавил, что необходимо позволить полностью относить на себестоимость расходы на содержание образовательных учреждений и подготовку преподавателей, на повышение квалификации не только штатных, но и потенциальных сотрудников, а также расходы на финансирование юридически оформленных центров по подготовке и переподготовке персонала. Кроме того, следует повысить размер социальной налоговой льготы с нынешних 50 тыс. руб. в год до 150 тыс. руб. в год и распространить ее на всех студентов вне зависимости от формы их обучения.
Дело за малым: теперь бизнесмены ждут действий со стороны Правительства РФ, которое должно внести изменения в НК РФ.
ШАГИ К СОТРУДНИЧЕСТВУ
РСПП считает, что для закрепления и дальнейшего наращивания положительных результатов в реформе профобразования необходимо развивать партнерство государства и бизнеса в следующих направлениях:
1 Выстраивать взаимовыгодное партнерство системы образования и бизнеса. Для этого образовательные учреждения должны уточнять потребности бизнеса. Бизнес должен идти навстречу.
2 Разработать систему профессиональных стандартов — основу для совершенствования профессионального образования
3Создать новую, современную национальную систему квалификаций для обеспечения прозрачности, сравнимости, сопоставимости и признания квалификаций, дипломов и свидетельств об образовании и обучении.
4 Создать современные инструменты экономической заинтересованности работодателей в инвестировании средств в профессиональное образование и обучение.
5 Допускать как государственные, так и частные компании в число учредителей профессиональных образовательных учреждений начального, среднего и высшего образования, ресурсных образовательных центров. Государство может оставаться основным их участником и не допускать перепрофилирования на другую деятельность.
6 Сделать экономически выгодным для бизнеса развитие внутрикорпоративных систем обучения и подготовки кадров, создание предприятиями базовых кафедр в вузах, корпоративных университетов. Эта образовательная деятельность компаний не должна облагаться налогами наравне с коммерческой деятельностью.
7 Создать условия для развития образовательных и сопутствующих им социальных кредитов для повышения доступности качественного образования.
8 Создать публичную и независимую систему рейтингования учреждений профессионального образования, прежде всего вузов, при активном участии бизнеса совместно с экспертным сообществом.
9 Способствовать структурной перестройке начальной и средней профессиональной школы, созданию многоуровневых образовательных учреждений, объединяющих начальное и среднее профессиональное образование, а также ресурсных образовательных центров.