Муниципалитеты способны в 3 раза увеличить свою налогооблагаемую базу, считают местные главы. Затраты при этом не очень отяготят расходные статьи их бюджетов и быстро окупятся.
Ничьи налоги…
Администрации муниципальных образований, особенно городских и сельских поселений, давно и безуспешно пытаются добиться права на администрирование местных налогов. И союзников у них ровно столько же, сколько противников.
Вопрос, конечно, дискуссионный, и однозначного ответа на него нет. Обсуждение проблематики уводит к глобальной теме о качестве работы налоговых органов и даже к такой «мелочи», как добросовестность налогоплательщика.
Споры активизировались после того, как ФНС России закрыла свои подразделения в большинстве сельских районов и создала взамен межрайонные инспекции. Главы муниципальных образований с новой силой кинулись убеждать о своей кровной заинтересованности в полном сборе на своей территории земельного налога и налога на имущество с физлиц — главных источников наполнения муниципальных бюджетов. Их довод — учет у местной власти намного достовернее официальной статистики. Находясь в шаговой доступности от населения, она знает о людях и нажитом ими добре практически все.
Сегодня уже на федеральном уровне признают, что межрайонные ИФНС располагают неполными сведениями о реальном налоговом потенциале территорий и собирают от силы 30% данных налогов, сосредоточив свое внимание на крупных в суммарном выражении налогах и сборах. До начала преобразования налоговой системы и реформы местного самоуправления у былых сельсоветов собираемость этих налогов достигала 90%.
Современной местной власти, чтобы восстановить этот показатель, нужны полномочия. А сами муниципалитеты должны освободиться от негативного воздействия пресловутого человеческого фактора в своих действиях — не закрывать глаза на желание сограждан скрыть истинные размеры своих земельных владений и строений на них, пресекать самозахват муниципальных и межмуниципальных земельных участков и наконец укоренить в сознании людей мысль об обязательности уплаты налогов.
Игра по правилам — действо по современным технологиям
Избавленный от человеческого фактора учет первичных данных об имуществе и землевладениях физических лиц эффективен при внедрении современных информационных технологий (ИТ). Применение ИТ, в свою очередь, требует использования компьютерных программ. К примеру, отчеты по исполнению только поселенческого бюджета составляются по 11 показателям, не меньше их и в бухгалтерской документации.
Еще один блок информации — учетные данные. Вся эта глыба сведений легко умещается в электронной памяти, и не нужны стопки скоросшивателей и прочих бумажных папок. С обработкой «ветвистых» данных компьютер справляется за считанные часы.
Муниципалитеты могут выбрать наиболее приемлемые для себя разработки, чтобы автоматизировать процессы учета, анализа и отчетности. Нужно еще потратить небольшие средства на консультации высококвалифицированных специалистов, которые помогут обучить местные кадры правильной работе с умной машиной без увеличения их штатного расписания.
В ответ на стенания глав местных органов самоуправления об отсутствии средств можно сказать, что деньги, потраченные на покупку компьютера и учебу кадров, вернутся, когда муниципалитет соберет не 30% налогов на землю и имущество, а хотя бы 70%.
ИТ начинается в каждом подворье
Установление надлежащего похозяйственного учета — начало компьютеризации в сфере управления органов местного самоуправления. Без такого учета местная власть неспособна добросовестно исполнять даже часть своих обязанностей перед людьми.
К тому же сведения из похозяйственных книг — единственный источник информации для подготовки ответов на запросы органов государственной власти. Данные похозяйственного учета — бесценный родник данных и для государственной статистики при мониторинге объемов сельхозпроизводства в личных подсобных хозяйствах граждан.
Компьютер в сельском или городском поселении позволит консолидировать информацию на уровне муниципального района или городского округа. Затем последует агрегирование данных в масштабах уже региона.
Горный Алтай впереди России всей
В Республике Горный Алтай впервые в России в экспериментальном порядке внедряется ИТ-технология похозяйственного и территориального учета. По постановлению регионального правительства от 17.11.2006 № 410-з она охватывает 102 муниципальных образования: 10 муниципальных районов, 91 сельское поселение и 1 городской округ — столицу республики Горно-Алтайск. Главы местных администраций оперативно узнают об отклонениях прогнозных наметок по мобилизации доходов, в режиме реального времени осуществляют анализ социально-экономического развития поселений, сельских районов, города, на основе чего без промедления принимают нужные управленческие решения.
Консолидированная информация территориального и похозяйственного учета дает возможность руководству республики:
· планировать объем доходов по налогам на землю для физических лиц и на имущество граждан в разрезе сельских поселений и муниципальных районов;
· оценивать динамику изменений налоговых доходов муниципальных образований;
· анализировать и прогнозировать объемы выпадающих доходов из-за льгот по налогообложению для отдельных категорий граждан;
· поднять на качественно высокий уровень процесс управления бюджетом в интересах населения республики;
· повысить ответственность органов госвласти и местного самоуправления за проводимую ими бюджетную политику в целях эффективной реализации программы социально-экономического развития республики.
Примечательно, что выявились новые возможности использования ИТ. На их базе формируется совершенно новый механизм эффективного взаимодействия органов местного самоуправления с межрайонными инспекциями ФНС, районными органами соцзащиты, отделениями ГИБДД, региональной регистрационной палатой, земельным комитетом. Современная управленческая технология позволяет также муниципальным образованиям осуществлять делегированные им полномочия паспортно-визовых отделов, военкоматов, органов ЗАГС в интересах населения, в силу разных причин удаленного от государственных структур.