Фаза экстенсивного роста на российском рынке банковских карт в основном закончена. Между тем структура рынка банковского «пластика» будет меняться в сторону расширения кредитных и доходных карточных программ.
Этап знакомства населения с банковской картой медленно проходит, и настороженно-сдержанное отношение граждан к данной банковской услуге может скоро резко перемениться. Пока же львиную долю рынка у нас в стране занимают зарплатные проекты. Однако многие банковские эксперты считают, что в самое ближайшее время доля зарплатных карт в общем объеме будет снижаться за счет стремительного роста кредитных и дебетовых «доходных» карт.
Несмотря на то что мировой банковский кризис еще не окончательно преодолен и банки грозятся ужесточить требования к клиентам, спрос на кредиты со стороны населения остается невостребованным. Можно сказать, что кредитный бум готовится ко второму «переизданию». А между тем известно, что получить кредит по карте сегодня гораздо проще и выгоднее, чем классически. Кроме того, условия получения кредита по карте становятся более цивилизованными и удобными для клиента. Это и постоянно расширяющиеся границы льготного периода — так называемый grace period, и рост величины овердрафта. Да и зарплатные карты зачастую трансформируются в универсальные или гибридные с тем же овердрафтом, когда предприятие выступает в роли поручителя по кредиту своего работника.
В текущем году появились многочисленные программы, стимулирующие приобретение расчетных банковских карт. Если в начале года потенциального картхолдера привлекали низкими ценами на открытие счета нижнего ценового сегмента и возможностью получить расчетную карту в обмен на депозит, то сейчас ряд кредитных учреждений («ЭЖ» обнаружила 8 подобных) вообще раздает карточки бесплатно.
Сильным маркетинговым ходом можно считать повышение некоторыми банками процентных ставок по остаткам на карточных счетах клиентов.
Так, летом текущего года несколько кредитных учреждений запустили новые карточные продукты с 5—7%-ным доходом на остаток счета по итогам месяца, причем в ряде случаев неснимаемый остаток был более чем скромным либо вообще не регламентировался. Преимущество таких карт сложно переоценить — ведь в результате клиент получает, по сути, вклад до востребования с доходностью, превышающей в несколько раз ставки по аналогичному депозиту. Кстати, в настоящее время карточные счета рекламируются некоторыми банками гораздо агрессивнее, чем собственно классические депозиты.
Можно не сомневаться, что в самое ближайшее время на рынке появятся новые «заманчивые» предложения по расчетным картам, стимулирующим долгосрочное депонирование денежных средств (и желательно крупных) на карточных счетах. Тем более что российские банки сегодня как никогда нуждаются в расширении своей ресурсной базы.
С большой долей вероятности в следующем году на рынке станет больше кобрендовых карточных продуктов. В качестве примера успешной работы банка, платежной системы и розничной торговой сети можно назвать стартовавший в середине года совместный проект Visa — Седьмой Континент — Финсервис. Таким образом, на наших глазах создается принципиально новая для России, но довольно распространенная на Западе модель — «банк в магазине» (in-store banking).