Ход структурной реформы на железнодорожном транспорте стал одним из главных вопросов, которые обсуждались на заседании Правительства. Инвестиционная программа отрасли превысила 1 триллион рублей, а грузооборот к 2010 году достигнет рекордных значений.
Структурная реформа железнодорожного транспорта началась еще в 2001 г. За прошедшие 6 лет, по оценке главы Кабинета министров Виктора Зубкова, было сделано достаточно много: пройдены два этапа реформы, сформирована необходимая законодательная база. В сфере грузовых и пассажирских перевозок созданы профильные акционерные общества.
В августе прошлого года стартовал третий этап реформы. Он нацелен на развитие конкурентного рынка, а также формирование инвестиционной привлекательности отрасли.
По словам премьер-министра, в результате корректировки инвестиционной программы железнодорожного транспорта размеры капиталовложений выросли до 1 трлн 331 млрд руб. Кроме того, будут использоваться значительные суммы из внешних источников.
Программа структурной реформы на третьем этапе предусматривает привлечение инвестиций за счет продажи пакетов акций дочерних компаний ОАО «Российские железные дороги».
В рамках государственно-частного партнерства в 2007 г. заключены 3 инвестиционных соглашения на общую сумму 512 млрд руб. с участием средств Инвестфонда. Размер государственных денег здесь будет составлять 99 млрд руб. (19%), оставшаяся доля финансируется за счет частных вложений.
В инвестиционной программе ОАО «РЖД» на 2008—2010 гг. запланировано продолжение реализации проектов по организации скоростного пассажирского движения на участках Москва — Санкт-Петербург, Москва — Нижний Новгород, Санкт-Петербург — Бусловская, которые будут завершены ориентировочно через 3 года.
В инвестпрограмму также входит проведение проектно-изыскательских работ для высокоскоростной магистрали Москва — Санкт-Петербург. А модернизация железнодорожной трассы Центр — Юг для скоростного пассажирского движения кардинально повысит транспортную доступность российских черноморских курортов, в том числе привлекательность Сочи как столицы зимних Олимпийских игр 2014 г.
Финансовый план ОАО «РЖД» на трехлетний период предусматривает рост чистой прибыли с 16,4 млрд руб. в 2008 г. до 26,6 млрд в 2010 г. А грузооборот за этот же период увеличится до 2295,4 млрд ткм — максимального значения с момента образования РФ.