Порты ждут притока капиталов

Принят Закон о портовых особых экономических зонах
| статьи | печать

С 8 декабря 2007 года вступают в силу поправки сразу в несколько законов и кодексов, внесенные Федеральным законом от 30.10.2007 № 240-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в РФ» и отдельные законодательные акты РФ» (далее — Закон № 240-ФЗ). О проекте этих поправок мы уже писали в «ЭЖ» № 24 за 2007 г., стр. 36. В соответствии с этим документом
в России теперь должна появиться новая разновидность особых экономических зон (далее — ОЭЗ) — портовые.

Чиновники аппарата Правительства РФ, разработавшие Закон № 240-ФЗ, объясняют необходимость его принятия тем, что в последнее время экономический рост все больше сталкивается с проблемами развития транспорта. В структуре грузовых перевозок существенно отстает доля грузоперевозок морским и воздушным транспортом. Причиной этого является неразвитость существующих в России портовых инфраструктур.

Один из способов решения данной проблемы — создание портовых особых экономических зон. Предполагается, что для резидентов таких зон должна быть создана система преференций: будет снижен уровень административных барьеров при входе на рынок, установлены налоговые льготы, снижающие издержки бизнеса, а также будет обеспечена неизменность льготного правового режима в течение длительного периода времени (49 лет вместо 20 лет, отведенных для работы иных видов ОЭЗ).

Создание портовой ОЭЗ

Портовые особые экономические зоны создаются на территориях морских и речных портов, открытых для международного сообщения и захода иностранных судов, на территориях аэропортов, открытых для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные перевозки, а также на территориях, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации таких портов. При этом они не должны включать в себя объекты, предназначенные для обслуживания пассажиров.

Площадь портовой ОЭЗ не должна превышать 50 кв. км.

В отличие от других типов ОЭЗ на территории портовой ОЭЗ может находиться не только государственное и муниципальное имущество. На момент создания портовой ОЭЗ образующие ее земельные участки (в том числе предоставленные для размещения объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур этой зоны) могут находиться во владении или в пользовании граждан или юридических лиц.

Само создание портовой ОЭЗ должно быть согласовано с этими «частниками»: к заявке на создание портовой ОЭЗ, подаваемой в Правительство РФ, прилагается согласие в письменной форме владельцев объектов инфраструктуры. Причем оно не может быть отозвано до момента заключения соглашения об осуществлении деятельности в портовой ОЭЗ.

Требования к резиденту

На статус резидента портовой ОЭЗ может претендовать любая коммерческая организация (за исключением унитарного предприятия), зарегистрированная на территории муниципального образования, в границах которого расположена ОЭЗ. Для этого она должна заключить с территориальным органом Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами соглашение об осуществлении деятельности в портовой ОЭЗ.

Резидент вправе осуществлять в ОЭЗ только портовую деятельность, виды которой перечислены в Законе № 240-ФЗ (см. «Виды портовой деятельности»), а также деятельность по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов инфраструктуры.

Получение статуса резидента обойдется недешево. Так, если соглашением об осуществлении деятельности в портовой ОЭЗ предусматривается осуществление деятельности по строительству и реконструкции объектов инфраструктуры, то в заключаемом с резидентом соглашении оговаривается минимальная сумма, которую он обязан потратить на капитальные вложения: от 3 млн (при реконструкции объектов портовой инфраструктуры) до 100 млн евро (при строительстве морского порта с нуля). Кроме того, в таможенный орган необходимо представить обеспечение уплаты таможенных пошлин на сумму от 2,5 млн до 30 млн руб.

Соглашение с государством

Компания, претендующая на статус резидента, заключает с территориальным органом Федерального агентства по управлению ОЭЗ соглашение, в соответствии с которым она обязуется в течение срока его действия (он не должен превышать срок существования портовой ОЭЗ — 49 лет) осуществлять в портовой ОЭЗ предусмотренную данным соглашением предпринимательскую и иную деятельность, капитальные вложения, а также обеспечивать исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов.

После того как срок действия такого соглашения истечет либо оно будет расторгнуто досрочно (например, в связи с тем, что резидент не исполнил свои обязательства по инвестированию портовой инфраструктуры), компания теряет статус резидента. Причем Закон № 240-ФЗ устанавливает совершенно новое последствие утраты этого статуса.

Лицо, утратившее статус резидента, не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность в ОЭЗ на общих основаниях. При этом заключенный с ним договор аренды земельного участка подлежит расторжению (п. 2 ст. 31.20 новой редакции Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ» (далее – Закон № 116-ФЗ). То есть у бывшего резидента портовой ОЭЗ не только отбирают преференции, связанные со статусом резидента, но и полностью отлучают его от работы в этой ОЭЗ.

Для сравнения отметим, что резиденты любых других ОЭЗ (промышленно-производственных, технико-внедренческих туристско-рекреационных) в таких случаях сохраняют возможность работать в ОЭЗ на общих основаниях, о чем прямо говорится в Законе № 116-ФЗ.

 

ВИДЫ ПОРТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

· погрузочно-разгрузочные работы;

· складирование и хранение товаров, а также оказание транспортно-экспедиторских услуг;

· снабжение и снаряжение судов или воздушных судов, в том числе судовыми припасами, бортовыми запасами, оснащение судов или воздушных судов;

· ремонт, техническое обслуживание, модернизация морских и речных судов, воздушных судов, авиационной техники, в том числе авиационных двигателей и других комплектующих изделий;

· переработка водных биологических ресурсов;

· операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке (упаковка, сортировка, переупаковка, деление партии, маркировка и тому подобные операции);

· простые сборочные и иные операции, осуществление которых существенно не изменяет состояние товара, в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ;

· биржевая торговля товарами;

· оптовая торговля товарами;

· обеспечение функционирования объектов инфраструктуры портовой ОЭЗ.

ПРОГОНОЗ

Мировая практика показывает, что наличие ОЭЗ увеличивает экспорт товаров и услуг в среднем до 20%. По мнению разработчиков Закона № 240-ФЗ, для нашей страны в результате принятия этого нормативного акта рост экспорта портовых услуг может составить от 50 до 100%.