Рост страховых взносов на случай необходимости ухода за немощными людьми в Евросоюзе гарантирует им финансовую стабильность по меньшей мере до 2014 года. Принцип всеобщего благоденствия и социальной справедливости уже давно стоит во главе угла систем социальной защиты развитых стран мира. По статистике одной из лидирующих считается немецкая модель организации социальной сети, на содержание которой инвестируется минимум 27,4% ВВП (в США — 14,7%).
Широкая система социальной защиты по-немецки рассчитана на все случаи жизни: страхование от болезни, от несчастного случая, при налоговых льготах и других компенсациях семьям, обеспечение прожиточного минимума для пенсионеров и хронически нетрудоспособных и т.д. Считая удовлетворение социальных нужд одной из приоритетных задач, власти Германии защищают социальным законодательством более 90% своих жителей.
Однако ХХ1 век диктует необходимость еще более прочного финансового обеспечения систем социальной защиты.
Европейские социологи и экономисты полагают, что по евростандарту существующие нормы страховых взносов, составляющих в Германии 1,7% от дохода наемного работника, имеющего детей, и 1,95% от дохода бездетных, вскоре не смогут покрыть расходы на такие услуги.
Решить эту проблему правительство Германии рассчитывает в ближайшее время путем повышения размера этих взносов на 0,25%, которые теперь составят 1,95% от дохода наемного работника и 2,2% от дохода бездетных.
А чтобы повышение размера взносов не ударило по карману простых смертных, планируется компенсировать его одновременным снижением ставки платежа по страхованию при безработице.
Большинство немецких политиков ратуют за грядущую масштабную реформу системы страхования на случай необходимости в уходе. Тем более что при возможном экономическом спаде социологи прогнозируют новый виток роста страховых взносов и нехватку подобных выплат для покрытия расходов по размещению пожилых людей в домах престарелых со стационарным медицинским лечением. Пребывание в этом учреждении уже сейчас обходится примерно в 3—5 тыс. евро в месяц.
И хотя каждый нуждающийся в такой услуге житель Германии может рассчитывать на доплату и всяческое содействие социальных ведомств, предусмотрительные немецкие пенсионеры, из числа не обладающих большим достатком, заранее опасаются возможных в будущем отказов и замены на более дешевые амбулаторные службы по уходу.
И эти опасения не случайны. Ведь, по подсчетам местных органов власти ряда городков, к примеру в Северном Рейне-Вестфалии, для финансирования новых рабочих мест в здешних домах престарелых уже сейчас нужно отказать 30 новым претендентам на проживание в них.
Чтобы укрепить свою уверенность в завтрашнем дне, дальновидные немцы не ограничиваются только лишь госстраховкой на случай необходимости в уходе. Каждый выбирает собственную стратегию, начиная с заключения недорогого договора дополнительного частного страхования на случай немощи и потребности в уходе, частично субсидируемого государством, и заканчивая нестандартными способами взаимопомощи.
Так, заботы властей о стариках подкрепляются 200 архитектурными проектами, разрабатываемыми в рамках частных и коммерческих инициатив. В соответствии с ними создаются специальные дома, адаптированные к потребностям пожилых людей.
Явными плюсами такой популярной в Германии формы проживания социологи считают взаимную поддержку, оказание друг другу посильной помощи и организацию совместного досуга.
Другая перспективная форма опеки стариков — жилые комплексы Haus Mobile, объединяющие под одной крышей разные поколения немцев. Дружески сосуществуя в таких многоквартирных домах, молодые жильцы охотно помогают престарелым, а те, в свою очередь, присматривают за их детворой. Здоровье же пожилых и немощных домочадцев охраняет существующая здесь специальная медицинская служба.