Рынок ДМС развивается, но медленно

Дальнейшее развитие ДМС временно уперлось в высокий уровень тарифов
| статьи | печать

Корпоративное добровольное страхование сотрудников (в том числе по ДМС, страхованию жизни, страхованию от несчастных случаев и прочего) становится все более важным инструментом кадровой политики компаний, и страховщики рассчитывают, что в дальнейшем значение «социального пакета» в рамках трудового договора будет только повышаться.

ВI полугодии текущего года объем рынка ДМС составил всего 44 млрд руб. При этом темпы роста сборов замедлились до 13% по сравнению с 20% за аналогичный период 2006 г. Также они оказались ниже среднерыночных — 20,3% (за I полугодие 2007 г.). Около 90% премий было собрано на рынке корпоративного страхования сотрудников: частное ДМС в России пока развито слабо из-за значительно более дорогой цены полиса, купленного «в розницу».

Все это свидетельствует о том, что рынок ДМС, являющийся одним из наиболее развитых сегментов добровольного страхования, близок к насыщению. Ситуация несколько парадоксальна: реальные потребности населения в услугах ДМС не удовлетворены, однако и страховщики, и страхователи уперлись в «потолок», за пределами которого первым пока не удается снизить цену полиса, а вторые не могут себе позволить его приобрести.

Тому есть несколько причин. Прежде всего за последние годы услугами ДМС оказались охвачены практически все крупные корпорации и компании, давно оценившие значение полиса ДМС для повышения работоспособности и лояльности персонала. Дальнейшее реальное развитие сектора корпоративного ДМС возможно за счет мелких и средних компаний, и следует ожидать появления в ближайшее время специальных программ, направленных на повышение привлекательности программ ДМС для таких компаний (в настоящий момент их сдерживает высокая цена полиса).

Второй фактор, ограничивающим рост рынка ДМС, — это отсутствие действенного налогового стимулирования данного вида страхования.

Наконец, третьим фактором, замедляющим привлечение новых клиентов, стало состояние инфраструктуры собственно медицинской составляющей ДМС. В стране, особенно в мелких и средних городах и сельской местности, не хватает клиник, укомплектованных персоналом нужной квалификации и достаточным оборудованием для оказания услуг по ДМС на качественном уровне.

Усиливающаяся конкуренция в этом сегменте страхования привела, кроме продолжающегося укрупнения рынка (в I полугодии этого года ТОП-10 российских страховщиков собрали 58,2% выплат по сравнению с 54,6% за прошлогодний период) и «выдавливания» из него мелких компаний, к осознанию страховыми компаниями необходимости создания собственных медицинских центров.

Однако пока проблема далека от решения — обший кадровый дефицит особенно заметен в медицинской сфере, с которой сталкивается каждый из нас. Согласно опросам сообщества менеджеров E-хecutive, больше трети респондентов, использующих услуги ДМС, ими недовольны. 38% опрошенных признали, что сталкиваются с проблемами в процессе работы со страховой компанией или медучреждениями, из них у 54,5% проблемы возникают со страховщиками и у 30,9% — с медиками.

При этом на решение о смене страховой компании влияет в первую очередь страховой тариф: по результатам опроса 41,7% еще не страхующих персонал компаний готовы тратить на это от 200 до 400 долл. в год при средней рыночной цене полиса около 500 долл.

Очевидно, что основная причина, по которой компании не страхуют персонал, невзирая на желание это сделать, — нехватка средств, выделенных в корпоративном бюджете на персонал. В условиях, когда 64,1% компаний уже нашли необходимые средства, оставшимся будет сложнее выдержать конкуренцию на рынке труда в борьбе за сотрудников, ведь квалифицированные кадры становятся все более требовательными.

С учетом последнего фактора и иностранные страховые компании, активно внедрявшиеся на отечественный рынок в течение 2007 г., и отечественные эксперты оценивают будущее рынка ДМС и примыкающего к нему рынка добровольного страхования жизни весьма позитивно, поскольку социальная востребованность этих видов страхования так велика, что перекрывает все упомянутые ранее проблемы.

Государство, несмотря на заверения в обратном со стороны чиновников, де-факто все больше отстраняется от решения социальных задач, перекладывая их на работодателя (или самого гражданина) по принципу «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих». Между тем вопрос лояльности кадров в условиях кадрового дефицита становится все более актуальным.

Согласно данным Минздрава, страхование жизни и здоровья — один из наиболее эффективных финансовых методов решения материальных проблем, которые могут возникнуть у каждого в случае временной или постоянной потери трудоспособности.

К примеру, размер выплаты по больничному листу сегодня ограничен 16 125 руб. в месяц, выплаты по потере кормильца составляют обычно лишь малую часть его дохода, а размер социальной премии по инвалидности едва достигает 2,5 тыс. руб. Включение полиса по ДМС наряду с корпоративными программами по пенсионному обеспечению, страхованию жизни или страхованию от несчастных случаев в «социальный пакет», обсуждаемый при заключении контракта с потенциальным работником, увеличивает привлекательность для последнего компании-работодателя. Это позволяет уменьшить текучесть кадров, убытки, связанные с жизнью и здоровьем персонала.

Со своей стороны страховщики вынуждены разрабатывать программы, направленные на снижение цены полиса на одного застрахованного сотрудника, если хотят привлечь малый и средний бизнес. Один из путей — разработка на стадии заключения договора программ, направленных на стимулирование здорового образа жизни у сотрудников. Суть таких программ заключается в том, что по окончании года, если статистика показывает реальное улучшение здоровья персонала, компания получает скидку на страхование на следующий год, а сотрудники — бонусы.

Страховая компания в рамках такой программы может обеспечивать профилактические осмотры, вакцинацию, проведение тренингов и семинаров по профилактике заболеваний и отказу от вредных привычек. Первое и самое заметное новшество, успевшее прижиться в офисах за последние несколько лет, — это запрет на курение в офисных помещениях.

В дальнейшем давление на персонал со стороны работодателя и страховщика в плане пропаганды здорового образа жизни будет усиливаться. Если для роста рынка ДМС надо уменьшить цену полиса на 100 долл. (с 500 долл. до приемлемых 400), страховщики постараются найти способ снизить свои риски для достижения этой цели, а работодатели будут выступать с ними заодно.

Приход на рынок страхования крупных иностранных игроков (прежде всего Allianz SE и Zurich Financial Services, купивших РОСНО и НАСТА соответственно) приведет к появлению новых стандартов в работе с клиентами и насаждению новых правил, апробированных на Западе. Корпоративные программы страхования уже приучили менеджеров крупных компаний меньше курить и регулярно прививаться от гриппа.

В ближайшие пару лет очередь дойдет до представителей среднего бизнеса. А там, глядишь, сигарету попытаются заменить гантелей и в руках мелких предпринимателей: поскольку на насыщенном рынке борьба за клиентов становится напряженней, усилия, направленные на снижение цены полиса ДМС и повышение привлекательности предложений по страхованию жизни и здоровья, станут все изощреннее.

Эксперты оценивают будущее рынка ДМС и примыкающего к нему рынка добровольного страхования жизни весьма позитивно, поскольку социальная востребованность этих видов страхования очень велика.

К СВЕДЕНИЮ

74,6% клиентов при выборе страховщика смотрят на объем услуг по ДМС, 60% — на уровень тарифов.