Отечественное судостроение, основанное еще царем-реформатором, сегодня находится не в лучшем положении. Об основных направлениях развития отрасли на 2009—2016 годы доложил Правительству РФ глава Минпромэнерго Виктор Христенко.
В состав судостроительной промышленности сейчас входят 160 предприятий, на которых занято около 200 тыс. работников. Индустрия взаимодействует с более чем 2 тыс. предприятий-комплектаторов смежных отраслей оборонно-промышленного комплекса (ОПК).
Несмотря на утвержденную Кабинетом министров Стратегию развития судостроительной промышленности, общий объем продаж компаний, входящих в отрасль, в последние годы постоянно снижается. В 2005 г. он равнялся 140 млрд руб., в 2006 г. — 125 млрд, прогнозный показатель нынешнего года — 109 млрд руб. Объем бюджетной поддержки судостроения составляет порядка 30 млрд руб. (для сравнения: суммы, получаемые авиапромом, превышают 300 млрд, космической промышленностью — 400 млрд руб.).
В ближайшие годы государственное финансирование судостроения будет увеличено в несколько раз, 140 млрд пойдет на научно-технические и проектные разработки. Основными видами конечной продукции отечественных судостроительных холдингов на перспективу станут:
· суда государственного оборонного заказа и корабли на экспорт по программе военно-технического сотрудничества;
· суда государственного федерального заказа (атомные и дизельные электрические ледоколы, научно-исследовательские корабли, специальные гражданские суда для МЧС и других ведомств, плавучие атомные электростанции);
· коммерческая гражданская продукция для внутреннего рынка страны (платформы, плавучие терминалы и другая морская техника для освоения российского континентального шельфа, морские и речные суда для российских компаний — транспортных, рыбопромысловых, топливно-энергетических, портовых и других);
· гражданская продукция на экспорт (транспортные суда, платформы, плавучие сооружения, терминалы и т.д.).
Более 400 морских, речных, промысловых и вспомогательных судов, 70 ледоколов и 35 платформ для освоения шельфа предстоит построить и спустить на воду до 2015 г. Методы же модернизации отрасли во многом напоминают подходы Петра I, который закладывал государевы верфи. Держава создает целый ряд холдингов, в которых государству будет принадлежать контрольный пакет акций (Объединенная судостроительная корпорация, Центр технологии судостроения и судоремонта, Крыловский научный центр, Концерн «Моринформсистема-Агат» и другие).