Уже много лет государство мечтает избавиться от бремени жилищно-коммунального хозяйства. Не оправдывает пока надежд госаппарата и реформа в этой сфере. Постоянный рост стоимости услуг в отрасли только раздражает людей. Так что же можно сделать, чтобы сдвинуть ситуацию с мертвой точки?
Ежедневное предоставление услуг ЖКХ в целом по стране превысило 2 млрд руб. Оборот отрасли в 2006 г. составил 1,3 трлн руб., увеличившись за год на 0,2 трлн руб. По сведениям Мининформсвязи РФ, это около 8% годового объема ВВП страны.
Набор услуг не меняется десятки лет. Качество — тоже. Иначе быть не может. Износ технологического оборудования в отрасли, по разным оценкам, превышает 70%, износ инженерных сетей — 65%. Из-за этого до 60% тепла теряется на пути к потребителю, а потери холодной воды составляют 40%.
За эти годы инвестиции в основной капитал отрасли сократились в 2,2 раза. Но парадокс реформы заключается в том, что ежегодно растут объемы бюджетных дотаций в ЖКХ. В 1996 г. их общая сумма была около 4% ВВП, к 2000 г. выросла в два раза, а в этом году, по прогнозам, она может составить 12%. Тем не менее 2/3 предприятий ЖКХ находятся на грани банкротства.
Однако и современные информационные технологии позволяют говорить о реальности таких понятий, как интеллектуальный дом и безопасное поселение. Уже сейчас потребитель имеет возможность осуществлять платежи и проверять верность их начисления по электронным каналам связи. Но это лишь начало глобальной информатизации отрасли. К примеру, разработаны сквозные схемы учета расхода воды и энергоносителей от отдельной квартиры к дому, от дома — к микрорайону, от жилмассива — к району и далее в целом по городу. Есть и программные продукты, и интеллектуальные (электронные) приборы учета.
Например, в Москве наряду с интеллектуализацией внутриквартирного учета начались процессы интеграции различных городских информационных систем. По программе «Электронная Россия» подобные действия в пилотном режиме в этом году начаты в Республике Татарстан, Астраханской и Томской областях.
Но полномасштабному внедрению современных технологий, помимо субъективных причин, мешает отсутствие нормативно-правовой базы. В частности, возникают проблемы с организацией оплаты из-за того, что не отработаны до конца вопросы координации показаний внутриквартирных счетчиков с домовыми приборами учета. В результате добросовестному плательщику приходится покрывать часть расходов и за соседей, и за технологические потери организаций ЖКХ.
Реформа в жилищно-коммунальной сфере предполагает передачу бизнесу в эксплуатацию объектов и управление ими. Но для этого нужно иметь подробную и объективную информацию о состоянии дел в отрасли. А ее нет, потому что отсутствуют единые стандарты обмена информацией, нет и стандартов самой информации. Пойди разберись в части обоснованности тех или иных тарифов. В конечном итоге нет базы данных для реальных расчетов.
В результате мы имеем банальное переоформление ЖЭКов, ДЕЗов, МУПов и ГУПов в управляющие компании, которые навряд ли захотят менять подходы к управлению домами и будут по-старому получать деньги и от государства, и от населения.
Сегодня как никогда рынку нужны понятные правила игры — устойчивая нормативно-правовая база и соответствующие стандарты, которые должны начинаться с установления единых строительных нормативов и на новостройках, и при капитальном ремонте. Иначе внедрение новых технологий, устраняющих непроизводительные потери и снижающих платежи для населения, станет новым обременением для квартиросъемщиков и домовладельцев. Есть небольшие сдвиги в этом направлении.
Мининформсвязи РФ уже подготовило типовую ИТ-систему управления в ЖКХ. Поможет ли это сдвинуть реформу ЖКХ с точки замерзания, покажет время. А пока острословы расшифровывают аббревиатуру ЖКХ — Живет, Как Хочет.