6 ноября 2007 г. на заседании Комитета по корпоративному управлению Российского союза промышленников и предпринимателей обсуждался законопроект, имеющий важнейшее значение для развития бизнеса: «О внесении изменений в Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон «Об акционерных обществах» (в части регулирования акционерных соглашений)».
Взаседании приняли участие представители крупнейших российских компаний, которые не понаслышке знают о недостатках существующего акционерного законодательства.
Члены комитета были единодушны в вопросе о том, что действующий Федеральный закон от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» нуждается в доработке. Правда, безоговорочного одобрения участников заседания предложенный проект не вызвал.
Соглашения для крупных и мелких акционеров
Проект закона об акционерных соглашениях призван заполнить существенный пробел в российском акционерном праве и ввести более гибкое регулирование правоотношений, возникающих между акционерами.
Проблема, которую он должен решить, заключается в том, что при создании нового акционерного общества, особенно в инновационных отраслях, мажоритарные акционеры нередко сталкиваются с необходимостью закрепления такой структуры управления и контроля, которая отражала бы уникальные характеристики проекта, различия между вкладами и ролями партнеров. Существующие правовые инструменты сделать это не позволяют.
Кстати, необходимость проведения совместных действий может возникнуть не только у мажоритариев. У миноритарных акционеров также может появиться потребность в согласованных действиях для лучшей защиты своих интересов.
Рассмотренный членами комитета законопроект должен узаконить заключение между акционерами (а в определенных случаях между акционерами и иными лицами) соглашений о порядке осуществления своих прав, совместного участия в управлении и контроле в акционерном обществе, разрешения возникающих между ними конфликтных ситуаций.
Привлекательность зарубежного законодательства
Сейчас российское законодательство ничего не говорит о возможности для акционеров «перераспределять» между собой полномочия по управлению обществом путем заключения специального соглашения.
Связано это с тем, что единственным учредительным документом российского АО является устав, а также с тем, что большинство сфер функционирования АО в нашей стране подвергается жесткой регламентации.
Правда, Гражданский кодекс РФ позволяет гражданам и организациям заключать любые договоры, прямо не запрещенные законом. Но при заключении акционерного соглашения эта норма вступает в противоречие с п. 3 ст. 22 ГК РФ, закрепляющим недопустимость отказа лица от своей право- или дееспособности. Так что в нынешних условиях российский арбитражный суд вполне может счесть заключенное акционерное соглашение ничтожным.
Между тем институт акционерных соглашений известен законодательству многих развитых стран. Вот и приходится участникам подобных соглашений оформлять их таким образом, чтобы на соглашения распространялось законодательство и соответственно юрисдикция иностранного государства.
Предлагаемые нововведения
Проект закона об акционерных соглашениях предусматривает, что акционер вправе заключать с другим акционером или третьим лицом (то есть с потенциальным приобретателем акций) акционерное соглашение, в силу которого он обязуется осуществлять определенным образом свои права или воздерживаться от осуществления указанных прав.
Предметом акционерного соглашения могут быть обязательства акционера голосовать определенным образом на общих собраниях акционеров, согласовывать с другими сторонами соглашения свой вариант голосования, уплачивать другим участникам соглашения денежные средства в размере всей или части суммы полученных акционером дивидендов и др.
Общество, в отношении акций которого заключено акционерное соглашение, не может быть его стороной. Таким образом, акционерное соглашение является обязательным только для его участников.
Обязанности по акционерному соглашению должны быть привязаны к субъекту, подписавшему соглашение. Если он передаст права на акции, относительно которых заключено соглашение, другому лицу (приобретателю), к приобретателю не перейдут права и обязанности по акционерному соглашению. Исключение составят случаи реорганизации юридического лица, а также те случаи, когда переход прав и обязанностей по акционерному соглашению предусмотрен соглашением приобретателя и отчуждателя акций.
Прекращение прав акционера на акции влечет прекращение действия акционерного соглашения, если иное не предусмотрено этим соглашением.
Нельзя не сказать и о нововведении, которое на заседании комитета было названо революционным для российского законодательства. Законопроект предусматривает, что неустойка за нарушение акционерного соглашения не может быть снижена судом. Напомним, что сейчас судьи имеют право уменьшить размер закрепленной в договоре неустойки, если сочтут его несоразмерным допущенному нарушению договора.
Авторы этой нормы объясняют ее необходимость тем, что согласно законопроекту акционер, нарушивший соглашение, не может быть лишен прав, предоставляемых принадлежащим ему пакетом акций. Следовательно, «неснижаемая» неустойка — это единственный способ призвать нарушителя акционерного соглашения к ответу.
Замечания и предложения
Поддержав в целом концепцию законопроекта, участники заседания высказали по нему ряд принципиальных замечаний.
Во-первых, нынешняя редакция проекта предусматривает, что условия акционерного соглашения могут составлять коммерческую тайну. Однако ничего не говорится о том, должен ли сам факт заключения таких соглашений рассматриваться как конфиденциальная информация или сведения об акционерных соглашениях должны носить публичный характер (второй вариант более соответствует открытым акционерным обществам).
Во-вторых, у экспертов не выработалось единого мнения по поводу того, должно ли общество участвовать в акционерном соглашении (к примеру, оно могло бы гарантировать соблюдение процедур, предусмотренных соглашением).
Наконец, в-третьих, введение института акционерных соглашений предполагает внесение изменений в законодательство о конкуренции. В противном случае такие соглашения могут формально подпадать под контроль Федеральной антимонопольной службы.
Несмотря на высказанные замечания, большинство членов комитета в целом одобрило концепцию законопроекта. В случае если проект получит одобрение Правительства РФ, на рассмотрение нового состава Госдумы он может быть внесен уже в 2008 году.
С полными текстами документов, рассмотренных Комитетом по корпоративному управлению: законопроекта об акционерных соглашениях, а также законопроекта «О реорганизации коммерческих организаций», не получившего одобрения членов Комитета, можно ознакомиться на сайте www.eg-online.ru