Становление местного самоуправления характеризуется сейчас в России активным поиском инвесторов, а кто ищет, тот всегда находит. Сегодня рассказ о разных возможностях районного и областного центров.
Все начиналось с крепости
В России 1016 городов, за исключением Москвы, Санкт-Петербурга, и административных центров субъектов Федерации. Один из тысячи – Богородицк в Тульской области. Здесь нет химических производств, как в соседних Новомосковске и Щекине. Даже дававшие до 75% валового местного продукта угольные шахты сейчас заброшены. Тем не менее в городе и окрестностях функционирует более 500 предприятий и организаций. Самые крупные — завод технохимических изделий, завод высоковольтной арматуры, сахарный завод, хлебокомбинат. Но и у них ограниченные возможности по наращиванию мощностей. Не случайно район в 2006 году на развитие 57 разных производств, в том числе сельскохозяйственных и пищевых, привлек всего 180 млн руб. Это мизер даже в масштабах региона.
В поисках финансовых родников местная администрация обратилась к истокам историческим. Летописания о прежней вотчине графа Бобринского, для которого был выстроен дворец и разбит первый в России пейзажный парк, побудили муниципалитет к разработке туристско-рекреационных проектов. Они связаны с созданием двух гостиничных комплексов на 20—30 мест каждый с культурно-развлекательными предприятиями и ресторанами и даже с полем для гольфа общей сметной стоимостью 400 млн руб. В одном случае предполагается новое строительство, в другом — модернизация дворцово-паркового ансамбля графов Бобринских. Предусматривается организация новых фермерских хозяйств и сервисных служб, в том числе транспортных и коммуникационных, поскольку одно рабочее место в турбизнесе влечет за собой создание еще четырех рабочих мест в смежных сферах.
Затем появились проекты размещения социальных объектов на месте бывших пионерских лагерей, дающие возможность при минимальных затратах открыть новые рабочие места для жителей села Папоротка, хутора Александровский и города Богородицка.
Дальше — больше. Местная власть разработала паспорта свободных инвестиционных площадок на пустующих территориях прежних производств в поселке Бегический, селе Кузовка и деревне Большой Суходол.
Вслед за паспортами появились инвестиционные проекты и предложения. По одному из них, по расчетам начальника отдела социально-экономического развития, торговли и бытового обслуживания районной администрации Татьяны Юраковой, инвестор окупит вложения в течение четырех лет, а местная казна получит дополнительные — и немалые! — налоги с имущества, прибыли и фонда заработной платы.
Не забыты действующие предприятия. Так, у завода технохимических изделий появился реальный шанс организовать дополнительное производство и освоить промышленную технологию выращивания монокристаллов.
«На Волге усть Окы» тоже была крепость
Совершенно иные масштабы у Нижнего Новгорода. За последние 5 лет в город поступило свыше 1,5 млрд руб. инвестиций.
Это итог реализации Программы развития жилищного фонда, социальной сферы, инженерной и транспортной инфраструктуры на 2006—2010 гг.
Финансовые потоки здесь обслуживают 18 самостоятельных региональных банков, 38 филиалов иногородних банковско-кредитных учреждений, а также отделения четырех иностранных банков. Их уставный капитал за год вырос почти на 1 млрд руб., и доля города в банковском секторе России составляет теперь почти 5%. Одновременно за прошлый год рост вкладов населения превысил 40% и достиг 60 млрд руб.
Строятся 15 крупных торговых, развлекательных и гостиничных комплексов. Планируется создание развлекательно-культурного центра в исторической части города — на Стрелке. Модернизируются 43 медицинских учреждения, начато обновление крупнейшего в России цирка. К 2010 году будет введено в строй 2150 тыс. кв. м жилья.
Привлекая инвестиции в городское хозяйство, администрация исходила из реальной ситуации на рынке. Так, если в столице при выборе земельного участка надо заплатить не менее 10 тыс. руб. за 1 кв. м площади, то в Нижнем Новгороде на это же самое требуется в 1000 раз меньше. Стоимость строительно-монтажных работ в Москве оценивается в 21 тыс. руб. на 1 кв. метр, а в Нижнем Новгороде — 8750 руб. Сооружение инженерной инфраструктуры здесь обходится в 3 раза дешевле, чем в столице, регистрация земельного участка в собственность — в 2 раза.
Инвесторам предоставлена возможность работать в режиме «одного окна». На городском сайте размещены документы, которыми должен руководствоваться бизнес.
«Мне хорошо известны проблемы потенциальных инвесторов, приходящих в город, — говорит глава администрации Нижнего Новгорода Вадим Булавинов. — Вопросы возникают зачастую из-за существующего бюрократизма и неясностей в нашем законодательстве. Администрация города делает все возможное, чтобы устранить эти трудности».
Значителен приток инвестиций в реальный сектор экономики. Объем промышленного производства здесь сегодня превышает показатель начала подъема городской экономики в 1998 году в полтора раза. Заработная плата в промышленности выросла за этот период в среднем в 10 раз.
Приоритетным направлением деятельности местной власти остается дальнейшее определение новых масштабных инвестиционных проектов, а также создание условий для их реализации в соответствии со стратегией развития Нижнего Новгорода на долгосрочный период.
К СВЕДЕНИЮ
В соответствии с Законом о федеральном бюджете (от 24.07.2007 № 198-ФЗ) Минфин РФ выделит в 2008 году 321 млн руб. на реформирование муниципальных финансов. Достанутся они, правда, только 10 муниципальным образованиям, которые представят до 21 декабря в главное финансовое ведомство страны заявки на получение субсидий и полную информацию о своем участии в мониторинге, проводимом министерством с 2004 года (приказы от 02.08.2004 № 223 и от 18.08.2005 № 211).
Полный текст Приказа Минфина РФ о проведении в 2007 году отбора муниципальных образований для распределения субсидий на реформирование муниципальных финансов (от 15.10.2007 № 663) размещен на сайте «ЭЖ».
СПРАВКА
О заветном кладе денег для местной власти «ЭЖ» писала не раз. В частности, в нескольких публикациях о больших возможностях малого бизнеса в № 13, 27, 37 газета призывала глав районов и городов обратить внимание на институты микрофинансирования и потребительского кредитования, а также на местных предпринимателей. Знакомила «ЭЖ» и с разными вариантами разработки муниципальной стратегии развития (№ 17, 23, 29, 38). Публиковалась в газете и практика конкретных муниципальных образований (№ 40, 41).