Высокие темпы роста ВВП — свыше 7%, по прогнозу МЭРТ на 2007 г., — сопровождаются прогрессирующими диспропорциями в экономике. Она все больше становится похожей на мутанта с выпирающими в разные стороны регионами, отраслями, социальными группами. Нынешние инструменты экономической политики явно буксуют. Так, может, пора задуматься об изменении вектора реформ в сторону рыночных методов, которые предлагает бизнес-сообщество?..
Доля обрабатывающих производств в структуре нашего ВВП растет, но, прямо скажем, не спеша. За последние 5 лет вклад «обработки» в валовой продукт увеличился меньше чем на 1%. За это же время доля добывающих отраслей в структуре ВВП выросла на 3%. Понятно, что тут помогают цены на нефть, уже перемахнувшие барьер в 90 долл. за баррель. Но также очевидно, что диверсификации экономики пока не происходит.
Немного обнадеживает изменение структуры инвестиций в основной капитал, в которой «обработка» «пододвинула» добычу с 3-го места на 4-е. Однако здесь есть нюанс величиной в несколько десятков миллиардов долларов. Затраты на строительство нефтепроводов (вспомним лишь 2 из них — ВСТО и Балтийский проект) статистика относит к инвестициям в транспорт. Если их записать на счет капвложений добывающего сектора, то он займет 1-е место.
Валовой региональный продукт на душу населения между субъектами Федерации различается, по оценке Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования (ЦПАГУП), в 64 раза. Дифференциация же в инвестициях на душу населения еще больше — 152 раза. По сути, она усиливает сложившиеся диспропорции ВРП. Стоит ли после этого удивляться тому, что уровень потребления граждан в отдельных областях отличается в 31 раз, а безработица — в 24 раза.
Уровень развития регионов останется неодинаковым и будет во многом зависеть от труда населяющих их людей. Но существующие сейчас громадные разрывы в положении субъектов Федерации нельзя объяснить только инертностью их населения или руководства.
Также никакими выдающимися личными качествами невозможно оправдать огромную дифференциацию в доходах между различными социальными группами. По оценке Росстата, она составляет 14 раз, а по мнению ученых РАН, превышает 40 раз (при среднем показателе в развитых странах порядка 8). К тому же доходы горожан в 2 раза выше, чем у сельских жителей.
Споры о путях преодоления накопившихся диспропорций особенно обострились сегодня, на стыке политических циклов.
Проект Концепции долгосрочного развития страны, разработанный МЭРТ, естественно, предполагает использование линейки инструментов экономической политики, выработанной Правительством за последнее время. Недавно принятые решения Кабинета министров увеличивают размер средств, выделяемых на их реализацию, почти вдвое.
Но парадокс заключается в том, что эти инструменты, о которых так много говорилось последние 2—3 года и которые создавались именно для диверсификации экономики, практически не работают в нужном направлении. Экономический рост налицо, но его качество ухудшается.
Кто бы ни был виноват в этом — недостатки самих предложенных механизмов диверсификации или неповоротливость наших чиновников, но закладывать только их в долгосрочные планы развития страны было бы ошибкой.
Сейчас практически все серьезные экспертные центры сформировали свои концепции социально-экономической политики, рассчитанной на период до 2020 г.
Некоторые из них предлагают усилить роль государства, возродить систему социально-экономического планирования, создать дополнительные госучреждения для финансирования программ развития. Другие делают ставку на расширение современных рыночных методов при использовании государственных инвестиций, активное участие профессиональных управляющих компаний, формирование рыночной социальной сферы (более подробно см. на стр. 4).
В любом случае нужно рассматривать возможность альтернативных механизмов экономической политики. Учитывая существующий грустный опыт диверсификации экономики, вполне реалистично выглядит предположение, что через 2—3 года необходимость в их применении обязательно возникнет. К этому времени желательно подготовить проработанный вплоть до документарной формы инструментарий, чтобы потом не тратить еще несколько лет на его обсуждение и формирование.
Особое внимание стоит уделить возможностям рыночных методов при использовании бюджетных инвестиций. Высший пилотаж государственного управления заключается в создании максимально благоприятных условий для бизнеса в тех отраслях, которые нуждаются в ускоренном развитии, а не его замене на госкомпании и учреждения. В противном случае мы так и будем ходить по бесконечному кругу реформ, которыми одни чиновники пытаются исправить ошибки других — своих предшественников.