Не штрафом единым?

| статьи | печать

Минэкономразвития подготовило комплекс законодательных и административных мер по поддержке малого бизнеса. Если его удастся реализовать, одни лишь издержки предпринимателей на преодоление административных барьеров сократятся втрое. Но тем временем другие ведомства ставят на бизнесменов свои «капканы».

 

По данным МЭРT, сегодня в России работает более 1 млн малых предприятий, ежегодно их число подрастает еще на 50 тыс., а среднегодовой прирост инвестиций малого бизнеса составил 40%. Что не менее важно, за последние полтора года в этом секторе экономики создано 600 тыс. рабочих мест, что для крупного бизнеса было бы просто неподъемно.

Но в структуре «малышей» 75% занимают торговля и услуги, то есть наименее фондоемкие и наиболее быстроокупаемые направления. И даже там им не везде рады: в сфере ЖКХ занято лишь 1,4% малого бизнеса, в здравоохранении – 1,1, в образовании – 0,3%.

Новая программа содействия ставит своей целью десятикратное увеличение доли малого бизнеса в инновационной сфере, пятикратное – в сфере социальных услуг и двойное увеличение – в сфере коммерческих услуг.

Правда, сами бизнесмены давно и безрезультатно просят власти лишь об одном: не надо помогать – просто не мешайте! Но именно в этом направлении трудились и составители программы. А потому первое, что предлагает МЭРТ, – полностью запретить всякие плановые проверки предприятий малого бизнеса.

Как заявил директор Департамента госрегулирования в экономике Минэкономразвития России Андрей Шаров, «следует проводить только проверки исполнения ранее выданных предписаний, а также в случаях отзыва некачественных товаров, угрожающих жизни и здоровью потребителей». Отменят и практику так называемых контрольных закупок, которые проводят сами контролеры. Основанием для составления протокола по статье «Обман потребителя» Кодекса об административных правонарушениях станет только конкретная жалоба конкретного покупателя (клиента).

Более того, даже при таких проверках контрольным органам предполагается запретить выписывать штрафы в случае первого (одноразового) нарушения. Всякие санкции можно будет применять лишь к бизнесменам-«рецидивистам».

Удивительно, но факт: малый бизнес, возможно, освободят даже от «милицейской опеки». Органам внутренних дел запретят проверять соблюдение правил продажи продовольственных и технически сложных товаров, чем они занимаются с энергией, заслуживающей лучшего применения. И оставят за ними только контроль над продукцией, имеющей большой «теневой» рынок: алкоголем, драгоценными металлами, ломом цветных металлов.

По мнению А. Шарова, только эти меры позволят малому бизнесу втрое сократить издержки на так называемое преодоление административных барьеров. А эти затраты сейчас, по данным совместных исследований «ОПОРЫ России» и ВЦИОМ, составляют не менее 10% от выручки предприятия (см. «ЭЖ» № 46, 2006 г.). По данным других исследований, во всех «теневых» выплатах малого бизнеса доля, расходуемая на чиновничество, доходит до 54%.

«Давно бы так!» — скажут многие бизнесмены. Но… составители программы в МЭРТ вовсе не уверены, что получат полную поддержку у коллег в других ведомствах. Особенно когда речь пойдет об урезании контрольных и «штрафных» полномочий. «Скорее всего ведомства не согласуют этот законопроект, тогда будем просить поддержки у депутатов», — говорит А. Шаров.

Тем временем на предпринимателей, в том числе владельцев малого бизнеса, уже ополчились налоговики. Вспомним, что в прошлом году бизнес-сообщество вняло увещеваниям властей и значительно повысило зарплаты персоналу на своих предприятиях. В результате выросли и налоговые отчисления: прирост платежей по единому социальному налогу за 9 месяцев 2007 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 28,5%. Но похоже, Федеральной налоговой службе (ФНС) этого показалось мало.

Теперь у налогового ведомства появился шанс повысить и другие показатели – за счет тех же предприятий, уже «подставившихся» и попавших таким образом в своеобразную ловушку. Именно там налоговые инспекторы уже начинают искать ранее сокрытые доходы. В первую очередь под такие проверки, видимо, подпадут предприятия, которые после увеличения зарплат снизили прибыль или показали убытки, что более характерно именно для малого бизнеса. И понятно, что без штрафных санкций там не обойдется. А ведь как хорошо и почти цивилизованно все начиналось…