«Карта проблем» помогает построить цепочку взаимосвязей

| статьи | печать

Какие специалисты компании опрашиваются при составлении «Карты проблем» предприятия?

Смысл составления «Карты проблем» в том, что она дает ситуационный анализ и показывает болевые точки на предприятии, где возникает больше всего проблем. То есть с ее помощью можно определить, какие сферы деятельности (сбыт, маркетинг, производство, оборотные средства, себестоимость, финансы) являются самыми проблемными. Поэтому опрашиваются руководители и специалисты основных служб.

Например, в ОАО «Амтел-Кузбасс» был проведен выборочный опрос специалистов (14 человек). Среди них: экономисты (2 специалиста), сотрудники коммерческой службы и службы реализации (4 специалиста), службы главного инженера (6 специалистов), 1 специалист из ОМТС и 1 специалист из УКС.

Опрос показал, что среди пяти проблем, требующих первоочередного внимания руководства предприятия и холдинга, являются (в порядке убывания их значимости): оборудование, технологии, маркетинг, оборотные средства, финансы и сырье и материалы.

При этом большую озабоченность у специалистов предприятия вызывают состояние оборудования и технологии производства, а также вопросы обеспеченности сырьем и материалами (снабжение). Это говорит не только о недостаточной производительности работы предприятия, что влияет на конкурентоспособность продукции, но и о безопасности его работы.

В числе первоочередных проблем и связанных с ними потерь названы несвоевременное обновление оборудования и полное отсутствие инвестиций (единодушно эти две проблемы оценены как самые приоритетные в области оборудования).

Достигать желаемого качества продукции мешают, как отметили специалисты, недостаточная оснащенность производства оборудованием, неэффективное его использование, устаревшая производственная система и нерациональные технологии производства. В такой ситуации без использования новых технологий не составляет труда предсказать утрату конкурентоспособности продукцией, а в перспективе и предприятие окажется неконкурентоспособным.

Низкая конкурентоспособность продукции связана с трудностями ее продажи, что приводит к чрезмерным остаткам нереализованной продукции на складах (область маркетинга и сбыта). В управлении оборотными средствами на первое место эксперты поставили низкую оборачиваемость дебиторской задолженности, увеличение запасов готовой продукции на складах, низкую оборачиваемость производственных запасов. Все это следствие проблем в сбыте и маркетинге. Потери, связанные с недостаточным исследованием рынка, стоят на втором месте.

Среди проблем в обеспеченности производства необходимым сырьем и материалами по степени их важности специалисты завода назвали высокие затраты по перевозке и хранению сырья и материалов, замене сырья и материалов, предусмотренных по базовой технологии, отсутствие учета сырья и материалов на складе по группам выпускаемой продукции.

Среди внутренних причин потерь названы отсутствие согласованности в планировании программы производства и сбыта, а также недостаточный обмен информацией с финансово-экономической службой (несогласованность в работе служб).

 

Проблемы в области финансов:

·        предприятие не всегда в состоянии в срок оплачивать налоги, счета;

·        плохо организовано управление финансами;

·        не проводится мониторинг финансового положения завода.

 

В области оперативного управления себестоимостью продукции:

·        неэффективная система планирования и контроля финансовыми результатами,

·        отсутствие анализа причин отклонений фактической калькуляции продукции от плановой,

·        неэффективный анализ ПХД.

Все они говорят о том, что пока экономическая и финансовая службы не выполняют свои функции. А в них скрыт один из важных резервов эффективной работы предприятия.

О неоптимальной работе служб говорит и тот факт, что их представители при определении приоритетности проблем отмечают в первую очередь проблемы не своей службы, а видят их в других подразделениях.

К примеру, служба главного инженера на 1-е место ставит финансы, оборотные средства, маркетинг, а на 4-е место — оборудование и технологии. Коммерческая служба и служба реализации первоочередную проблему видят в оборудовании, а свои собственные вопросы «считают не самыми важными» (6-е место). Экономисты на 1-е место ставят работу службы реализации, а непосредственно свою работу — оперативное управление себестоимостью — на 6-е место.

Это одна из существенных внутренних причин роста затрат и соответственно удорожания продукции. Цена продукции становится неконкурентоспособной.

За таким положением дел скрывается комплекс проблем, который можно представить в виде цепочки взаимосвязей: оборудование — технологии — маркетинг, сбыт — снабжение — производство – финансы. Все взаимосвязано.