Продолжаем публикацию, начатую в «ЭЖ» № 24, 28, 40 на стр. 10, об электронной системе представления отчетности. На вопросы «ЭЖ» отвечает Леонид ВОЛКОВ, руководитель проекта «Контур-Экстерн», заместитель генерального директора ЗАО «ПФ «СКБ Контур».
На что бы вы посоветовали обращать внимание при выборе спецоператора? Как определить, качественный ли сервис?
— Важно понимать, что, подключаясь к системе сдачи отчетности через Интернет, вы, во-первых, выбираете конкретную технологию сдачи отчетности из числа представленных на рынке, а во-вторых, конкретного оператора из числа имеющих право оказывать услуги по данной технологии. Сервис — это качество в первую очередь оператора.
Сейчас уже является нормой, когда консультационные линии у хороших операторов работают до 24 часов в последние дни отчетного периода. И по ним всегда можно дозвониться, чтобы получить ответ на любой возникший вопрос.
Очень рекомендую проверить качество связи: в ближаший отчетный период попробовать позвонить в колл-центры представленных в регионе операторов и понять, куда проще дозвониться и где лучше отвечают на ваши вопросы.
Какую ответственность несут лица, предоставляющие услуги по использованию системы интернет-отчетности, в случае нарушения сроков сдачи?
— Если по вине специализированного оператора связи налогоплательщик не смог своевременно отправить отчетность, то ситуация будет развиваться примерно следующим образом: контролирующие органы в соответствии с действующим законодательством могут выставить налогоплательщику штрафные санкции. Собственно, сотрудникам инспекций не важно, просрочил ли налогоплательщик сроки подачи по собственной вине либо по вине третьих лиц. В любом случае «адресатом» штрафных санкций будет именно организация.
Налогоплательщик может оспорить правомерность штрафа в арбитраже, однако если факт несвоевременного декларирования налогов налицо, то скорее всего правомерность решения сотрудников контролирующих органов будет подтверждена. Налогоплательщик обязан выплатить штраф, однако впоследствии вправе истребовать сумму понесенного убытка, в том числе и каких-либо издержек, связанных с его уплатой, со специализированного оператора связи.
У каждого специализированного оператора связи своя договорная политика с абонентами. Именно поэтому перед принятием решения о выборе специализированного оператора связи налогоплательщику нужно внимательно ознакомиться с проектом заключаемого договора. Там обязательно должна быть прописана ответственность оператора за некачественное выполнение своих обязанностей, как правило, регулируемая соответствующими положениями ГК РФ. Также в договоре должен присутствовать пункт о том, в каких инстанциях должны приниматься решения в случае отсутствия возможности уладить их в досудебном порядке.
Важно понимать, что риск некачественного выполнения своих обязанностей есть у любого поставщика услуг. Здесь следует обращать внимание на репутацию оператора, объем его клиентской базы. Вполне естественно, что у делающих первые шаги на рынке специализированных операторов связи организаций меньше опыта по организации бесперебойного доступа, чем у тех, кто несколько лет без проблем обслуживает не одну сотню тысяч клиентов.
Начиная со следующего года компании, количество сотрудников в которых превышает 100 человек, должны будут сдавать отчетность в налоговые инспекции в электронном виде. И если с этим все более-менее понятно, то вопрос о сдаче электронной отчетности в другие государственные органы пока решен не до конца. Спецоператоры уже достигли определенных успехов в этой области, отчеты принимают ряд отделений Пенсионного фонда, органы статистики. Но говорить о полной победе еще рано. Можете ли вы назвать проблемы, которые мешают окончательно решить этот вопрос? Каким в идеале вы представляете себе единство подходов к электронной отчетности у всех ведомств?
— К сожалению, воз и ныне там. Каждое ведомство самостоятельно занимается нормотворчеством. У каждого ведомства — свои форматы, свои стандарты, свои процедуры документооборота. Есть федеральное ведомство — ФАИТ (Росинформтехнологии, Федеральное агентство по информационным технологиям), которое пытается выработать единые стандарты, но у него нет достаточных рычагов влияния. В итоге все решается только инициативой снизу и медленно. Один и тот же баланс в ФНС и в Росстат представляется в АБСОЛЮТНО разных форматах, это двойная работа для разработчиков программного обеспечения, это двойная сложность с техподдержкой и обновлениями. И таким примерам несть числа.
Каковы возможности программы электронной сдачи отчетности по проверке правильности заполнения деклараций?
— До сих пор бытует мнение, что системы электронной отчетности годны лишь для того, чтобы доставить налоговой инспекции файл с отчетом да сформировать все необходимые квитанции. Но такое отношение является явной недооценкой их возможностей.
Все популярные системы электронной отчетности, помимо транспортной функции, берут на себя и функцию автоматизации заполнения и контроля правильности форм отчетности. Эти функции крайне востребованы в первую очередь в связи с частым изменением форм и форматов отчетности.
Но некоторые автоматизированные системы бухгалтерского учета физически не успевают меняться со скоростью, которой требует законодательство. Поэтому необходимой частью систем электронной отчетности стали модули формирования данных в виде файлов установленного формата и модули автоматизированного форматного и логически-арифметического контроля данных на соответствие установленным требованиям.
По технологическому исполнению все системы электронной отчетности можно разделить на три класса. Первый — это «системы-отправлялки». В них в принципе отсутствует блок формато-логического контроля, эти программы представляют собой, по сути, почтовые клиенты. Они просты в обращении, но бухгалтер лишен возможности подготовить и проверить отчет вообще. В случае малейшей неточности в формате он получит отказ в принятии отчета из налогового органа. В случае изменения форматов он должен будет самостоятельно заботиться об их изменении в программном обеспечении.
Второй и самый многочисленный класс составляют системы «толстого клиента». В них весь блок подготовки, формирования и контроля отчетности находится на рабочем месте абонента системы. Соответственно существует постоянная необходимость обновления и актуализации этого блока. Другая проблема заключается в том, что обновления получаются достаточно «весомыми» (по нескольку мегабайт) и их скачивание и установка могут занимать значительное время. А если обновление формата происходит в последние дни сдачи отчетности, то нередки ситуации, когда массовые обращения пользователей просто «заваливают» сервер специализированного оператора.
Кроме того, при использовании систем класса «толстый клиент» всегда существует риск несинхронного обновления форм и форматов отчетности в отправляющей и в принимающей части, что приводит к сбоям в работе системы автоматизированной загрузки и обработки данных.
Наиболее популярными (по статистике более 55% пользователей, то есть больше, чем у всех «систем-отправлялок» и «толстых клиентов» вместе взятых) являются системы класса «тонкий клиент», в которых весь блок формирования и контроля отчетности находится на сервере специализированного оператора связи.
Разработка и сопровождение системы «тонкого клиента» связана с огромными трудностями, так как необходимо обеспечить качественную и бесперебойную одновременную работу на серверах системы десятков тысяч пользователей. Но все это окупается простотой системы в работе. Пользователю принципиально не приходится заботиться о каких-либо изменениях, поскольку все, что может меняться — формы, форматы, справочники, контрольные соотношения, — находится в эталонном состоянии в единственной точке, на сервере системы, и поддерживается разработчиком. Изменилась форма вечером — утром пользователь зашел на сервер, там уже новая форма, к ней новая процедура проверки и конечно же автоматическая перекодировка в новый формат из старого и из любой бухгалтерской программы.
В каком направлении, на ваш взгляд, сейчас должна будет развиваться система формирования и сдачи отчетности в электронном виде? Есть ли пределы совершенству?
— Пределов совершенству нет. Еще много можно придумать новых сервисов. Главное, пожалуй, что надо сделать сейчас, — распространить систему за пределы ведомства, а именно:
1Узаконить «неформализованный документооборот», то есть сделать так, чтобы все письма, запросы, разъяснения законодательства в электронном виде безоговорочно принимались к исполнению наряду с бумажными.
2Распространить это на внешних потребителей информации. Так, чтобы госорганы принимали в составе конкурсных заявок копии балансов, отправленных по ТКС (телекоммуникационным системам) и заверенных только электронной цифровой подписью, а банки брали бы такие электронные документы на рассмотрение при решении вопросов о предоставлении кредитов и т.д. А то сейчас все равно приходится бегать в ИФНС за теми же справками об отсутствии задолженности с синей печатью.
3Наконец, добиться того, чтобы документы, циркулирующие между контрагентами, могли также существовать и приниматься в электронном виде — акты, счета-фактуры, накладные. Чтобы налоговики их принимали и т.д.
Что сегодня сделано для упрощения подачи электронных отчетов? К примеру, могут ли сегодня филиалы компании, расположенные в разных областях, передавать электронную отчетность с помощью спецоператора, обслуживающего головную компанию, если этот оператор не заключил договор с региональным налоговым управлением?
— Это возможно, если головные компании относятся к категории крупнейших. В этом случае предоставление отчетности осуществляется в соответствии с ч. 2 ст. 80 НК РФ в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков. Для организаций, не отнесенных к категории крупнейших, потребуется наличие у спецоператора договора с региональными налоговыми управлениями.