Высокие объемы и темпы роста лизинга в России позволяют говорить о том, что в настоящее время он переживает свое второе рождение. Более того, для большинства предприятий малого и среднего бизнеса лизинг сегодня может стать полноценной заменой банковскому кредиту. Широкому развитию данного бизнеса, однако, мешает довольно низкий уровень финансовой грамотности потенциальных лизингополучателей.
О минимизации затрат
Структурная перестройка российской экономики, которая должна привести к отказу от доминирования предприятий сырьевого сектора в пользу отраслей перерабатывающей промышленности, требует от бизнеса все новых инвестиционных решений. Притом сейчас банковское кредитование как основной инструмент «утоления инвестиционного голода» в свете последних событий на финансовых рынках рискует стать малодоступным для большинства отечественных предприятий.
Именно поэтому значение лизинговых схем на сегодняшний день трудно переоценить. Об этом и о многом другом говорили участники прошедшей не так давно конференции «Практическое применение лизинга для развития бизнеса», организованной компанией «Финансовый Мир» в рамках выставки «Лизинг. Факторинг. Кредиты».
Первый исполнительный вице-президент РСПП Александр Мурычев сообщил, что в современных непростых условиях, когда кредитная активность падает на фоне повышения ставок, лизинговые операции могут в значительной части решить проблему обновления основных средств компании без отвлечения значительных сумм оборотных средств. По его мнению, особенности лизинга заключаются в том, что банковский кредит не может быть отнесен к числу затрат, проценты по нему платятся из текущей прибыли предприятий, таким образом подпадая под соответствующий налог. А платежи в рамках лизинговых схем классифицируются как затраты, тем самым освобождая предпринимателя от налога на прибыль. Преимущество заключается и в том, что клиент не платит с объекта лизинга налог на имущество, ведь до окончания контракта оно считается собственностью лизинговой компании, которая, в свою очередь, в целях минимизации налогообложения вправе применить механизм ускоренной амортизации.
Проблемы роста
Именно за прошедший год был отмечен небывалый всплеск активности лизинговых сделок. Так, согласно данным, которые представил заместитель председателя правления ассоциации «Рослизинг» Василий Кашкин, объем лизинга в России в
По мнению участников рынка, высокие темпы роста будут сохраняться и в
Генеральный директор консалтинговой компании «КиБиТ» Неля Киркорова указала на то, что Россия пока находится на втором этапе эволюции лизинга — стадии гибкого лизинга, сочетающего в себе самые разные формы сделок. Тем не менее подавляющее большинство операций в стране все еще относится к категории так называемого финансового лизинга. Отличительными чертами финансового лизинга являются сохранение права собственности лизингодателя на предмет лизинга, а также переход этого права по истечении срока к лизингополучателю.
Оперативный лизинг предусматривает сопровождение лизингодателем всего жизненного цикла предмета лизинга, включая его техническое обслуживание, и при необходимости организацию продажи данного имущества. В этом случае получатель в лице того же предприятия малого бизнеса полностью избавлен от многих сопутствующих проблем. Соответственно такой механизм не очень устраивает другую сторону сделки. Между тем за рубежом именно на оперативный лизинг приходится наибольший объем сделок. Однако можно предположить, что при дальнейшем развитии рынка вширь операционные сделки в России будут также доминировать.
Выступавшие на конференции отмечали, что лизинг постепенно начинает приходить в российские регионы. И хотя более 80% лизингодателей сегодня приходится на московские компании, в провинции появляются мощные игроки, создающие обширную сеть за пределами своей области.
Что нам мешает
Серьезным стратегическим недостатком бизнеса на сегодняшний день можно считать то, что подобная услуга намного дороже классического кредита. Однако в последнее время в связи с постоянно растущей стоимостью кредитов дельта в процентных ставках по этим продуктам прилично сокращается. И надо полагать, этот процесс будет продолжаться. Кстати, это отмечают и большинство опрошенных «ЭЖ» участников рынка. По их мнению, конкурентная либеральная среда будет способствовать дальнейшему удлинению сроков лизинга и расширению продуктовой линейки.
О других системных проблемах, мешающих развитию лизинга в России, поведал вице-президент РСПП. По его мнению, сегодня более всего данному виду бизнеса в России мешают:
· недостаточно высокая кредитоспособность получателей продукта;
· низкая прозрачность бизнеса российских компаний. Отчасти данную проблему можно решить с помощью широкого распространения независимых скоринговых агентств, которые будут брать на себя часть ответственности лизингополучателя;
· довольно узкий перечень объектов, которые в соответствии с действующими законами могут быть предметами лизинга. Так, из-за не до конца урегулированного и запутанного вопроса собственности на землю лизинг недвижимости в России почти совсем не развит. Его доля в общем объеме лизинговых сделок составляет мене 2%, тогда как в развитых странах — до 30% и выше. С другой стороны, в России можно наблюдать совершенно дикий перекос в сторону развития лизинга автотранспорта (см. схему).
В то же время, по мнению В.Кашкина, за последний год высокими темпами растет лизинг энергетического оборудования и машиностроительной техники. Кроме того, неплохие темпы роста демонстрирует лизинг сельскохозяйственной техники и племенной продукции благодаря массированным инвестициям государства в рамках реализации соответствующего нацпроекта.
Одна из проблем, затронутых в рамках форума, заключалась в том, что для самых малых предприятий с годовым оборотом менее 100 тыс. долл. лизинг сегодня — все же достаточно дорогая услуга. Так, по оценке гендиректора компании «НОМОС-Лизинг» Александра Вежновца, нижняя граница стоимости контрактов в среднем по отрасли составляет порядка 500 тыс. долл. Хотя, по мнению эксперта, в последнее время компании все чаще идут на снижение стоимости пакета своих услуг. Однако существует определенный ценовой уровень, ниже которого бизнес лизингодателей будет приближаться к пределам рентабельности. Специалисты по-разному оценивают этот уровень, но с большой долей уверенности можно сказать о том, что ниже 40 тыс. долл. за контракт лизинг в России вряд ли спустится.
И главная проблема, волнующая сегодня участников рынка, — это низкая осведомленность потенциальных клиентов лизинговых компаний. Крайне низкий уровень финансовой грамотности лизингополучателей отмечал и В. Кашкин, заявивший о том, что его ассоциация недавно создала Биржу Лизинга, где будет аккумулирована самая полная база заявок, отклоненных лизингодателями. Кроме того, в рамках проекта будет проводиться консультирование клиентов по всем вопросам сделки.