Многим производителям, реализаторам и даже рядовым покупателям целого ряда товаров в недалекой перспективе может не поздоровиться. Как-то незаслуженно тихо в Госдуму поступили два законопроекта, в которых власти обозначили крайнее недовольство и решимость покончить с разгулом в стране контрафакта и фальсификата. Давно пора! Есть, правда, ощущение, что попасть может не только недобросовестным участникам рынка…
Взрывчатка, понятно, товар особый, за ее производством и оборотом со стороны государства нужен глаз да глаз. Однако в проекте федерального закона «О мерах по противодействию обороту отдельных видов продукции, произведенной с нарушением требований законодательства Российской Федерации» указаны и аудиовизуальные произведения, фонограммы, программы для ЭВМ и базы данных на любых видах носителей, лекарства, биологически активные добавки, косметика и парфюмерия, а также ездящие, летающие и плавающие транспортные средства и запчасти к ним.
Охотно верится, что доля контрафакта и фальсификата в общем обороте, как следует из пояснительной записки к законопроекту, в разных отраслях составляет у нас от 30 до 90%. Бесспорно, опасно принимать поддельные лекарства, как и садиться в автомобиль или самолет, на которых установлены «левые» запчасти.
Конечно, незаконный бизнес — это финансово питательная среда для преступности и терроризма. Да и перед западными правообладателями интеллектуальной собственности, которую у нас без спроса используют, копируют и тиражируют, выходит некрасиво. Тем более когда стремишься в ВТО (см. стр. 6).
Скажете, борьба на этом фронте и так уже ведется: есть строгие статьи в законах, строгие структуры, которые отслеживают, выявляют, привлекают… Все так, да вот с эффективностью не очень. Главная причина этого согласно пояснительной записке заключается в отсутствии целенаправленной государственной политики, а предлагаемый законопроект как раз и определяет борьбу с контрафактом и фальшивками «как одно из направлений политики Российской Федерации». Что, пожалуй, правильно.
Потому большая часть документа посвящена полномочиям Федерации и ее субъектов «в сфере противодействия…», организации, координации, принципам и формам взаимодействия органов власти. В общем, есть «доставшая» проблема — будет ей полная «вертикаль».
Однако глубоко прочувствовать ее целенаправленность больше позволяет другой законопроект, поданный в Думу на пару с названным. Заголовок у него, увы, длинный, но суть отнюдь не скучная — внести изменения и дополнения в некоторые законодательные акты России.
Так вот, таких актов — 9. Изменений и дополнений — около 90. Самые «популярные» места: УПК — более 10 поправок, КоАП — свыше 20, но особо впечатляет Уголовный кодекс — без малого 40. УК РФ больше других достоин цитирования. В частности: «слова «до пятисот тысяч» заменить словами «от пятисот тысяч до одного миллиона» или «слова «до двух» заменить словами «от одного года до шести», вот тоже интересно: «слова «до пяти» заменить словами «от трех до семи». И так далее…
Кстати, «вносимые изменения позволят исключить возможность прекращения соответствующих уголовных дел в связи с примирением сторон и деятельным раскаянием» (из пояснительной записки).
Нет, образ просто «вертикали», пожалуй, жидковат, в нем явно просматривается что-то более увесистое. Так им и надо, поддельщикам-подпольщикам! Правда, нельзя дать гарантию, что дубиной не достанется законопослушным субъектам рынка, невозможно, особенно когда сам бизнес зовет правоохранителей «переговорить» с конкурентами. В пылу сражения чего не бывает…
К примеру, благодаря поправке в ТК РФ таможенники получат дополнительные полномочия, в частности задерживать товар до 10 рабочих дней при подозрении, что его перемещение нарушает чьи-то авторские и другие права. Срок может быть и продлен. Впрочем, возможно и возмещение, если удастся доказать, что в действиях должностных лиц таможенных органов имелся «умысел на неправомерное причинение вреда или грубая неосторожность». Главное, за это время «не прогореть».
А стоит ли так уж «вертикалить» и «метелить»? Ведь вся изюминка в том, что для оборота перечисленных видов продукции первый законопроект вводит тотальный электронный контроль через индивидуальную спецмаркировку и учет ее движения в информационных системах. Правда, такие новации потребуют от бизнеса дополнительных затрат, но главное, чтобы не случилось чего похуже.
Как внедряют ЕГАИС — систему контроля против контрафактного и «паленого» алкоголя, — все хорошо знают, участники алкогольного рынка икают, не переставая. Увы, важные и нужные законы у нас порой ужасают практикой их внедрения…