В августе
Н. Мутовина, Красноярск
Из предоставленной информации можно предположить, что совершенная ошибка не связана с неправильным определением налоговой базы и сумма переплаты не была необоснованно удержана организацией из доходов налогоплательщиков при выплате им вознаграждений. Из этого и будем исходить.
В данном случае налоговый агент переплатил налог на доходы физических лиц за июль. Статья 78 НК РФ предусматривает возможность зачета или возврата сумм переплаченных налога, сбора, пеней, штрафа. Эта норма устанавливает, в частности, следующее.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату ему в порядке, предусмотренном данной статьей. Зачет переплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика осуществляется на основании его письменного заявления по решению налогового органа.
Решение о зачете принимается инспекцией в течение 10 дней со дня получения указанного заявления или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая сверка проводилась.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
При этом правила, установленные ст. 78 НК РФ, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, пеней, штрафов и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов, что следует из п. 14 этой статьи.
Однако применение этих правил в отношении налоговых агентов, обязанных исчислять НДФЛ, удерживать его из доходов физических лиц и уплачивать в бюджет, имеет свои особенности. Это связано с тем, что данные участники налоговых правоотношений являются лишь «передаточным звеном» при исполнении налогоплательщиками своих обязанностей.
Пленум ВАС РФ в п. 24 Постановления от 28.02.2001 № 5 (далее — Постановление) разъяснил следующее. Если при рассмотрении спора суд установит, что излишне перечисленные налоговым агентом в бюджет суммы не превышают сумм, удержанных с налогоплательщика, решение о зачете или возврате в пользу данного налогового агента может быть принято судом только в том случае, когда возврат налогоплательщику излишне удержанных с него налоговым агентом сумм возлагается законом на последнего.
Вот как применил данное разъяснение арбитражный суд. Из Постановления ФАС Уральского округа от 10.04.2006 № Ф09-2378/06-С2 следует, что ОАО обратилось в инспекцию с заявлением о возврате излишне удержанного и перечисленного в бюджет НДФЛ, на что получило отказ, который надзорная инстанция сочла правомерным.
Приведя п. 24 Постановления, суд указал, что согласно п. 1 ст. 231 НК РФ излишне удержанные налоговым агентом из дохода налогоплательщика суммы налога подлежат возврату физическому лицу по представлении им соответствующего заявления.
Из смысла данной нормы и ст. 78 НК РФ следует, что если налоговым агентом удержано у налогоплательщика больше положенного, то переплата в этом случае имеет место не у налогового агента, а у физического лица и зачет может быть произведен только на основании заявления налогоплательщика, поданного налоговому агенту, и заявления последнего, поданного налоговому органу. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что физические лица обращались к обществу о возврате излишне удержанного НДФЛ и что им были произведены с работниками перерасчеты по налогу. Поэтому у налогового агента отсутствует право на возврат налога.
В нашем же случае не было излишнего удержания НДФЛ из выплат, произведенных в пользу физических лиц. Сумма налога была уплачена в бюджет организацией из собственных средств. Поэтому налоговый агент имел право на зачет или возврат суммы переплаты.
Для реализации этого права организации следовало подать в налоговую инспекцию соответствующее заявление, предложив ей при необходимости сверить расчеты. В то же время производить зачет излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей самостоятельно она не имела права, поскольку такое действие не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.
Если организация уплатила в бюджет в сентябре сумму НДФЛ, размер которой меньше положенного, то она действительно допустила неполное перечисление сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом. В результате у нее возникла задолженность перед бюджетом по данному налогу. Однако и в такой ситуации организация в любой момент может обратиться в инспекцию с заявлением о зачете излишне уплаченного налога в счет погашения образовавшейся недоимки.
Если налоговый орган не выявит самостоятельно допущенную организацией переплату, установив в то же время образовавшуюся задолженность, то у него будут формальные основания для привлечения ее к ответственности по ст. 123 НК РФ. Она предусматривает ответственность за невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов.
Может ли организация быть привлечена за нарушение предписаний, содержащихся в п. 9 ст. 226 НК РФ? Данная норма устанавливает, что уплата НДФЛ за счет средств налогового агента не допускается. При заключении договоров и иных сделок запрещается включение в них налоговых оговорок, в соответствии с которыми выплачивающие доход налоговые агенты принимают на себя обязательства нести расходы, связанные с уплатой налога за физических лиц. В то же время Налоговый кодекс РФ не предусматривает ответственности налоговых агентов, уплативших в бюджет НДФЛ за счет собственных средств.