Каждое предприятие имеет ту информационную систему, которая соответствует качеству его управления. Общие принципы, способы, культура и история управления, как в зеркале, отражены в структуре и состоянии информационной среды. Но ни одна система не способна заменить руководителя предприятия.
Информационная система (ИС) крупной компании обычно состоит из разрозненных функциональных систем, осуществляющих с разной степенью качества информационную поддержку критически важных бизнес-процессов. Это — результат абсолютно естественного процесса, когда в первую очередь создаются системы, отвечающие приоритетным на тот момент развития организации бизнес-проблемам. Например, трудно представить себе сотового оператора, не имеющего систем биллинга и бухгалтерского учета.
Почти половина опрошенных финансовых директоров считают, что согласованность между ИТ и бизнесом недостаточна, а то и вообще отсутствует. Среди причин подобного положения дел нередко называется техническое образование руководителей и сотрудников ИТ-департаментов, которые, являясь высококвалифицированными специалистами в области технологий, продуктов и решений, зачастую не разбираются в вопросах экономики и финансов, а потому в своей деятельности нацелены преимущественно на решение чисто технических задач.
Ряд аналитиков признают, что вина ИТ-подразделений за сложившуюся ситуацию минимальна, поскольку во многих случаях бизнес-подразделения неспособны четко сформулировать, какой отдачи они ждут от информационных технологий, либо ИТ-подразделения лишены достаточной инициативы и вынуждены обрабатывать запросы, поступающие от других структурных единиц компании без какой-либо реальной вовлеченности в проекты.
В большинстве случаев принятие решения заключается в выработке возможных альтернатив и выборе из них наиболее приемлемых вариантов. Неопределенность (интуитивность) является неотъемлемым свойством этого процесса. Ее можно условно разделить на классы:
· неопределенность, связанная с неполнотой знаний о проблеме, по которой принимается решение;
· неопределенность, связанная с невозможностью точного учета (прогноза) реакции окружающей среды или объекта на управленческое воздействие;
· неточное (итерационное) понимание своих целей лицом, принимающим решение.
Если принять во внимание все эти неточности, то можно согласиться, что предприятие — не механизм, а живой организм и к его ИС стоит предъявлять реальные требования, которые базируются на сегодняшней ситуации в бизнесе и учитывают завтрашнюю.
ИТ-менеджер, в свою очередь, для обеспечения адекватной работы ИС на предприятии должен владеть базовой финансовой информацией, данными о производительности, ключевых знаниях и распределении ресурсов. Если он владеет такого рода информацией, умеет ее обрабатывать и применять в своей практической работе, то эффективность ИС возрастает. Показателем качества информационной системы является наличие у топ-менеджмента необходимой и достоверной информации в нужное время, отсутствие сюрпризов в работе компании.
Другими словами, руководство успевает узнать о грядущих событиях, проанализировать их, понять и принять соответствующие меры еще до того, как эти события произойдут или приобретут масштабный характер.
ИС не заменяет руководителя и не избавляет его от ответственности принятия груза управленческих решений при дефиците времени и информации, от принятия тяжелых и непопулярных решений.
Информационная система любого класса — ERP, CRM, SCM и т. д. — это не просто программные продукты, это способ ведения данного вида бизнеса, который должен быть принят на всех уровнях управления. Программные продукты в той или иной мере помогают вести бизнес по заложенным в них правилам.
При этом основная задача менеджера, отвечающего за ИТ, — не наращивание функциональности информационных систем (это скорее технология), а способность разработать архитектурное решение, которое обеспечило бы целостность и возможность развития системы в соответствии с актуальными проблемами бизнеса.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Базовая информация
Это такая информация, которая позволяет оценить поток наличности, ликвидность и ряд стандартных показателей, например:
· соотношение между товарно-материальными запасами и объемом продаж;
· размер дивидендов по выпущенным акциям;
· соотношение между дебиторской задолженностью, просроченной более шести месяцев, и суммой общей дебиторской задолженности и т.д.
Если эти показатели не соответствуют норме, значит, существуют некие проблемы, которые нужно выявить и устранить.
Информация о производительности
Производительность физического труда — один из самых старых и востребованных показателей. Однако сегодня нужны данные по совокупной производительности факторов производства. Этим объясняется рост популярности экономического анализа добавленной стоимости — пока сумма объявленной прибыли не превышает стоимость капитала, предприятие не покрывает своих издержек полностью, то есть не создает материальное богатство, а тратит его.
Сам по себе этот вид анализа не способен рассказать, почему данный товар или услуга не увеличивает стоимость, но он показывает, на что нужно обратить внимание, и сигнализирует, что пора принимать меры. С его помощью можно выявить наиболее производительные участки. Один из новых инструментов — сравнительный анализ производительности — сравнение показателей производительности предприятия с самыми высокими показателями по отрасли или, еще лучше, с самыми высокими показателями в мире.
Информация о ключевых знаниях
Лидерство основывается на способности делать нечто, непосильное или невозможное для других. Оно опирается на исключительную компетенцию, повышающую потребительскую ценность за счет уникальной способности производителя или поставщика. Нужны методики документирования и оценки результатов инновационной деятельности, где главным показателем служит не общая эффективность компании, а результаты тщательного анализа всех инноваций в данной отрасли за определенный период времени.
Информация о распределении ресурсов
Ресурсы, определяющие качество работы предприятия, — это распределение капитала и труда. При выделении капиталовложений необходимо найти ответы на важнейшие вопросы:
· Что будет, если инвестирование предлагаемого проекта не приведет к ожидаемым результатам, как это бывает в трех случаях из пяти?
· Будет это для компании серьезным ударом или всего лишь мелкой неприятностью?
· Если инвестирование будет успешным — особенно если успех превзойдет наши ожидания, — как действовать дальше?
ВАЖНЕЙШИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ ДЛЯ УСПЕХА ИНТЕГРАЦИИ:
· единая система нормативно-справочной информации;
· единый принцип описания бизнес-процессов;
· единый принцип интеграции унаследованных и вновь внедряемых функциональных подсистем;
· единый принцип разработки и сопровождения вновь создаваемых подсистем и приложений;
· единый принцип доступа пользователей к корпоративной информации и функциональным приложениям.