Каждое муниципальное образование может материализовать свои интеллектуальные активы через экономику ценностей, ведь веками российская провинция славилась народными промыслами, что на языке бизнеса называется брендом. Всемерно использовать его в интересах местного населения и есть область применения экономики ценностей.
Термин «экономика ценностей» зародился в экономической теории в середине 60-х гг. прошлого века и стал во многих западных странах маркером современности. Это потенциальный инструмент преодоления социально-экономической депрессии российской глубинки. Ведь, по сведениям Минрегиона России, 95% муниципальных образований в стране являются дотационными.
Пример творческого подхода к своему имени продемонстрировал город Мышкин Ярославской области. Его жители сделали из грызуна туристический бренд, объявив Мышкин мировой столицей мыши. Весь город наводнен плодами фантазии людей, делающих свой бизнес собственными руками. А начиналось все с идеи открыть имиджевый музей города.
Но если мышь — плод фантазии, то устоявшихся веками за разными территориями имиджевых составляющих множество. По утверждению генерального директора объединения «Гжель» профессора Виктора Логинова, палехская миниатюра и вологодские кружева — это такие же жемчужины России, как полотна Ивана Айвазовского или музыка Михаила Глинки. Возродить народные промыслы в качестве востребованного продукта — значит вдохнуть жизнь в поселения и муниципальные районы, лишенные налогооблагаемой базы.
Свои надежды на реанимацию ученый и практик связывает со вступлением с 1 января
Весной в Сергиевом Посаде был запущен имиджевый проект «Земля Радонежская» исходя из роли и места в истории России святого Сергия Радонежского, чье имя носит город. Стратегия его развития теперь основана на аутентичности Троице-Сергиевой лавры, которую Павел Флоренский называл русскими Афинами. И сразу появился символ программы — огонь-голубь, вылетающий из царства тьмы, говорит один из соавторов проекта, эксперт Всероссийского совета местного самоуправления (ВСМС) Андрей Большунов.
Соседний Пересвет развивается под брендом города космических перспектив, и тоже не случайно. Здесь находился знаменитый НИИхиммаш — родоначальник отечественного ракетостроения, где почти 60 лет назад Сергей Королев испытал свою первую Р1. В лесопарковой зоне намечается создать городок аттракционов и гостиниц «Космопорт» — своеобразный русский Диснейленд. Однако будущее городского округа связано с реализацией программы правительства Московской области по созданию в Подмосковье промышленных округов.
Стратегия развития Пересвета предполагает выпуск ламината и композитных материалов, лесопереработку, трубное производство и изготовление мебели на основе ротанга. Инвестиционный потенциал индустриального парка «Пересвет», по словам главы города Константина Негурицы, оценивается в 95 млн евро. Компания «Русский ламинат» уже подписала договор о сотрудничестве с правительством Московской области и администрациями Сергиево-Посадского района и города Пересвет на период до
Экономика ценностей начинается с самоидентификации муниципального образования, и наравне с бизнес-брендами пришло время территориального брендинга, считает депутат Государственной Думы РФ, председатель ВСМС Валерий Гальченко — один из инициаторов прошедшего в Сергиевом Посаде Первого межмуниципального инвестиционного форума «Территория экономики ценностей», организованного Торгово-промышленной палатой РФ и ВСМС совместно с правительством Московской области. Это мероприятие стало еще примером межмуниципального сотрудничества, которое предусматривает Федеральный закон о местном самоуправлении от 06.10.2003 № 131-ФЗ. Форум убедительно показал множество реальных возможностей капитализации нематериальных ресурсов и на муниципальном уровне.