Тарифная математика

| статьи | печать

Государство регулирует рынок труда в бюджетной сфере посредством изменения тарифных ставок. Однако предприятия и организации редко соблюдают его предписания. В итоге с годами разрыв в уровне заработной платы в разных отраслях общественного производства увеличивается все больше и больше, что создает социальную напряженность в стране и препятствует повышению уровня жизни.

 

Государственное регулирование оплаты труда осуществляется путем непосредственного установления определенных количественных параметров, обязательных для хозяйствующих субъектов (ставки налогообложения, минимальный уровень заработной платы и т.д.). Заработная плата состоит из тарифной части, компенсаций, надбавок и премий.

В соответствии с Федеральным законом от 04.02.99 № 22-ФЗ «Об оплате труда работников федеральных государственных учреждений» Правительство РФ Постановлением от 29.04.2006 № 256 установило с 1 мая 2006 г. тарифную ставку в размере 1100 руб. Затем последующим своим Постановлением от 30.09.2006 № 590 оно увеличило размер этой ставки в 1,11 раза. Так, в Москве, по данным печати, 1-й разряд Единой тарифной сетки с 1 мая 2007 г. составил 2910 руб. в месяц, а с 1 сентября согласно Постановлению правительства Москвы он повышен в среднем на 29% и достиг 3460 руб.

Внебюджетные предприятия и организации должны установить тарифные сетки и ставки работникам 1-го разряда применительно к действующим в бюджетной сфере, руководствуясь Законом РФ от 11.02.92 № 2490-1 «О коллективных договорах и соглашениях» (с изменениями и дополнениями).

Однако на практике это требование редко соблюдается. Об этом свидетельствует тот огромный разрыв в уровне заработной платы, который наблюдается в разных отраслях общественного производства и у разных категорий работников. Хотя порядок установления оплаты труда работников определен, но часть предприятий соблюдает требования государства, а часть — нет.

 

Порядок установления оплаты

Предприятия и организации первой группы могут компенсировать низкий уровень тарифной ставки 1-го разряда, соответственно увеличив долю выплат в составе фонда заработной платы, что некоторые из них осуществляют на практике. Это им позволяет ст. 132 Трудового кодекса РФ (ТК РФ). А то, что в размер минимальной заработной платы не включаются поощрительные и компенсационные выплаты, предусмотрено в ст. 133 ТК РФ.

Предприятия второй группы могут обходить требования региональных, отраслевых и местных тарифных соглашений в еще большей степени. Они могут применять различные разновидности бестарифных систем оплаты труда (система плавающих окладов, оплаты труда на комиссионной основе, с использованием коэффициента стоимости труда и т.д.). Кроме того, им не запрещается устанавливать свои ведомственные и корпоративные тарифные сетки, ставки и межразрядные тарифные коэффициенты.

 

Интересы государства

Мало что изменила новая редакция ст. 135 ТК РФ «Установление заработной платы», введенная в действие с 6 октября 2006 г. Федеральным законом от 30.06.2006 № 90-ФЗ. Новизна заключается в том, что локальные трудовые нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, применяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников, а раньше их могли устанавливать только при согласии выборного профсоюзного органа.

Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов Федерации и органы самоуправления тоже влияют на дифференциацию заработной платы. Но происходит это при определении объектов финансирования учреждений здравоохранения, образования, науки, культуры и других учреждений бюджетной сферы. Поэтому у Правительства в целях экономии расходов постоянно проглядывает стремление снизить соотношение тарифных коэффициентов и не сильно повышать размер тарифной ставки 1-го разряда.

 

Тарифные «разрывы»

Так, соотношение крайних разрядов Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы, которое по состоянию на 18 марта 1999 г. составляло 8,23 (то есть ставка 18-го разряда в 8,23 раза превышала ставку 1-го разряда), было доведено до 10,07 раза.

Однако с выходом в свет Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ начиная с 1 января 2000 г. диапазон сетки был уменьшен до 1:6,65, а после издания Федерального закона от 29.04.2002 № 42-ФЗ соотношение крайних разрядов тарифной сетки было снижено еще в большей степени — до 1:4,5. В результате в связи с действием инфляции рост тарифных ставок, предусмотренный в этих документах, главным образом коснулся низкоквалифицированой массы работников.

К примеру, тарифная ставка 1-го разряда по состоянию на 1 января 2001 г. была 200 руб., а на 1 октября этого же года она стала 450 руб. в месяц, то есть выросла на 125%. В то же время ставка оплаты труда 18-го разряда, которая на 1 января 2001 г. равнялась 1329,2 руб., на 1 декабря 2001 г. достигла 2025 руб., то есть повысилась при тарифном коэффициенте 4,5 всего на 52,34%.

С годами разрыв тарифных ставок увеличивается все больше и больше. Так, по состоянию на 1 октября 2006 г. по отношению к 1 января 2001 г. он составил: 1221 : 200 = 615,5%.

Наиболее показателен разрыв между 1-м разрядом и наиболее применяемым 17-м разрядом, так как 18-й разряд обычно устанавливается руководителям предприятий. Если для 18-го разряда тарифный коэффициент установлен 4,5, то для 17-го он теперь — 3,51, хотя раньше составлял 7,41. При этом коэффициенте тарифная ставка этого разряда возросла всего только на 4285,71 : 1890 = 226,6%. Таким образом, разрыв составил: 615,5 – 226,6 = 388,9%.

 

Причины и следствия

Истинные причины столь заметных изменений не известны широкой общественности, так как об этом не было публикаций в экономической литературе и периодической печати. Но, несомненно, принятые изменения в оплате труда глубоко затронули интересы многочисленных слоев и групп населения страны.

Можно предположить, что они связаны с попыткой повысить размер индексации основной (тарифной) части заработной платы низкооплачиваемых рабочих за счет других категорий работников.

Однако пострадал от этого средний класс населения и в первую очередь высококвалифицированные специалисты учреждений здравоохранения, образования, науки, культуры и других учреждений бюджетной сферы.

Для сравнения: в Китае, где относительно низкая заработная плата, например, ставка профессора учебного заведения составляет 1000 долл., а пенсии преподавателям установлены в размере 100% от заработка.

Статья 135.3 ТК РФ предусматривает ежегодную разработку единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплата труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов. Разумно в этом документе прописать дифференциацию тарифных коэффициентов, обеспечивающую более высокий уровень заработка работников умственного труда.

Чтобы низкоквалифицированная часть населения при этом не пострадала, размер тарифной ставки работника 1-го разряда должен зависеть не от минимальной заработной платы, а увеличиваться по отношению к ней не меньше чем в два раза.

Кроме того, надо помнить, что цены на большинство предметов первой необходимости, на услуги транспортных организаций, медицинских и оздоровительных учреждений давно достигли мирового уровня, а заработная плата пока ниже прожиточного минимума.

 

Законодательные и нормативные акты, регулирующие оплату труда

 

·        Трудовой кодекс РФ, принятый Госдумой 30.12.2001 (с дополнениями и изменениями).

·        Генеральное соглашение между общероссийскими профсоюзами, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2005—2007 гг.

·        Единые рекомендации по системам оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджетов на федеральном, региональном и местном уровнях на 2005 г.

·        Региональные и отраслевые тарифные соглашения.

·        Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от 11.02.92 № 2490-1 (с изменениями и дополнениями).

 

ПАМЯТКА КАДРОВИКУ

Тарифная ставка (оклад) — это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда (трудовых обязанностей). Тарифная сетка представляет собой совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей, определенных в зависимости от сложности и квалификационных характеристик работников с помощью тарифных коэффициентов), которые, в свою очередь, являются величинами, отражающими сложность труда и квалификацию работника. Тарифная система связана с понятиями минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума.

Под минимальным размером оплаты труда понимается гарантированный федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени. Его размер регламентируют нормы Федерального закона от 09.08.97 № 6-ФЗ «О повышении минимального размера оплаты труда».

А прожиточный минимум — это показатель минимального состава и структуры потребления материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья. Он используется в качестве базы для проведения адресной социальной политики, для обоснования минимальной оплаты труда, трудовой пенсии по старости и для установления минимального пособия по безработице и стипендии студентов. Уровень прожиточного минимума в 2008 г. пока не объявлен Правительством, но, по предварительной оценке, в следующем году он должен составить 3500 — 4500 руб. в месяц.