Можно сказать, что существующая практика ОСАГО доводит клиентов до ручки, если иметь в виду авторучку, которой те строчат жалобы в надзорные органы. За первое полугодие 2007 года в Службу Росстрахнадзора поступило 5167 жалоб, что на 34% больше, чем количество обращений за аналогичный период прошлого года (3434 обращения).
Из них жалоб на действия (бездействия) страховых организаций по вопросам нарушений при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств оказалось 3036, что составило 59% от всех обращений. По вопросам добровольного страхования транспортных средств поступила 951 жалоба (18,4%), по иным вопросам, связанным с осуществлением страхования, – 1180 обращений. При этом, по данным ФССН, структура жалоб по ОСАГО такова:
- несоблюдение страховщиком законодательно установленных сроков рассмотрения обращений и осуществления выплат – 1762;
- занижения страховщиками размеров страховых выплат (техническая экспертиза, годные остатки, утрата товарного вида) – 541;
- несогласие с размером выплат при нанесении вреда жизни и здоровью – 40;
- несогласие с размером возврата неиспользованной части страховой премии – 15;
- неверный расчет страховой премии – 23;
- отказ в выплате по разным основаниям – 655,
- в том числе в связи с непризнанием страховщиком страхового случая – 503.
Таким образом, наиболее острыми и социально значимыми остаются проблемы, связанные с вопросами соблюдения страховыми организациями законодательства, регулирующего ОСАГО.
Главными причинами поступления жалоб по обязательному страхованию являются несоблюдение страховщиками сроков рассмотрения обращений и осуществления выплат, занижение страховой выплаты, отказ в страховой выплате. Интернет-форумы полны рассказами клиентов о различных приемах, которыми страховщики пользуются для обоснования отказов в выплате или ее занижения.
Одновременно, как видно, растет и готовность населения защищать свои интересы. Однако в целом, судя по соотношению премий и выплат по ОСАГО за первое полугодие