В России есть поговорка, что старость, дескать, не радость, а между тем только к зрелому возрасту люди добиваются успехов, карьерного роста, уважения и материального достатка. Вернее, этого добивается значительная часть жителей европейских стран, у которых интересная жизнь начинается как раз на пенсии. Россияне же пенсии ждут почти с ужасом, потому что за последние годы слово «пенсионер» стало синонимом бедности и ненужности.
Согласно классификации ученых, молодым человек считается до 45 лет, затем идет средний возраст — до 60, 60—75 — это пожилые люди, после 75 до 90 — старший возраст, а дальше идут долгожители. Исследования показали, что те, кому нет еще 45, выполняют работу на 20% быстрее людей старшего возраста.
Но быстрее — не значит качественнее. Люди среднего возраста (от 45 до 60 лет) работают на 60% точнее и тщательнее, чем молодые. Кроме того, люди умственного труда сохраняют свои навыки вплоть до глубокой старости. Деятельность мозга остается на прежнем уровне.
Однако в России многие специалисты после 40 лет вынуждены заниматься неквалифицированной работой. Сайты по трудоустройству пестрят предложениями. Только внимательнее вглядевшись в объявления, нетрудно заметить, что требования ограничены возрастом. Как правило, работодатели стараются взять сотрудника до 40, а то и до 30 лет.
Между тем, как заметил директор Института геронтологии, д.м.н., профессор, академик РАМН Владимир Шабалин, в Европе законодательством запрещено устанавливать возрастной ценз соискателя. Кстати, он подчеркнул, что нередко западные фирмы, неукоснительно соблюдающие это требование в своей стране, приходя на российский рынок труда, подражают нашим компаниям и устанавливают возрастные критерии.
Справедливо будет заметить, что иногда эта тактика может оправдать себя. Так, по словам профессора МАИ Николая Дерябина, в России подготовка летчика на самолеты 4-го поколения (например, Су-27 и его модификации) требует около 10 лет. Пилот осваивает весь комплекс профессиональных навыков, необходимых для полетов на этой технике, к 28—30 годам. В то же время согласно статистическим данным более 80% летного состава уже к 32—35 годам негодны к полетам по медицинским показаниям.
Впрочем, даже такие данные не оправдывают работодателя. В подобной ситуации правильным выходом будет не установка возрастных границ, а тест на соответствие должности. Во времена Шекспира человек в 40 лет считался глубоким стариком, а теперь это, как правило, полный сил специалист. Сейчас, по мнению геронтологов, трудоспособный возраст 15—59 лет.
Если вакантные должности замещать лишь работниками молодого возраста, потеряется преемственность поколений. Сегодня возраст, например, директоров научно-исследовательских институтов ограничен шестьюдесятью годами. Если всех ученых старшего возраста отправить на пенсию, каких-то значительных научных достижений можно и не дождаться.
В России 40% работающих пенсионеров. 50% из них работают более 6 лет после пенсии, 30% — более 10. И половина из них занимается неквалифицированным трудом. Возрастная дискриминация мешает людям старшего и среднего возраста свободно сменить профессию. На биржах труда социальные программы переквалификации опять же ориентированы на молодежь.
По мнению В. Шабалина, для людей, приближающихся к пенсии, нужны другие программы профподготовки. Это не говорит о том, что в предпенсионном возрасте переучить специалиста сложно и дорого, дело в том, что с годами человек по-другому воспринимает информацию. Нужны и разнообразные государственные проекты для оздоровления нации. Пропаганда здорового образа жизни должна идти не только «сверху», но и «снизу» — как личная ответственность каждого гражданина за свое здоровье. А сегодня в России курят 60% мужчин, 10% женщин и 33% подростков.
Государство делает в этом направлении совершенно конкретные шаги. В рамках нацпроекта «Здоровье» не только поставляются лекарства и медоборудование, но и строятся стадионы, оздоровительные детские лагеря, спортивные центры.
А пока цифры не радуют. Например, Япония лидирует по средней продолжительности жизни, которая равняется 80 годам у женщин и 76 — у мужчин. Россия же занимает одно из последних мест по этому показателю: 73 и 59,8 года соответственно. Конечно, виной тому не только неправильный образ жизни, но и социальные проблемы. Поэтому бороться за увеличение срока жизни нужно, одновременно оказывая поддержку тем специалистам старшего поколения, которые хотят и могут работать.
К СВЕДЕНИЮ
В ряде СМИ уже прошла информация, что ФАС и Роструд разрабатывают механизм для запрета публикаций объявлений о вакансиях «дискриминационного характера»: с указанием возраста, пола, места проживания и гражданства. Однако в пресс-службах федеральных органов, куда обратилась «ЭЖ», заверили, что эта информация преждевременная. «В ближайшее время ФАС действительно подпишет с Рострудом соглашение; после чего ведомства совместно будут рассматривать отдельные случаи на предмет соответствия Закону о рекламе», — сообщила «ЭЖ» начальник пресс-службы ФАС Елена Нагайчук, указав, что эти ограничения будут касаться только рекламных объявлений