«ЭЖ» по просьбе читателей продолжает публикации о практике муниципальных образований при работе над программами социально-экономического развития территорий. Газета уже писала о разных подходах при разработке стратегических документов для муниципального района и для городского округа (№ 17,
Стратегический план, о необходимости которого в каждом муниципалитете говорят сегодня на всех уровнях власти, в Екатеринбурге был принят еще в самом начале реформы местного самоуправления в стране.
Тогда, в 2003 году, никто и не думал, что вскоре федеральное законодательство обяжет региональные и местные власти иметь стратегии развития и генеральные планы освоения территорий, без чего с 1 января 2010 года невозможно будет распоряжаться муниципальными земельными участками. А работа над стратегией началась еще раньше и продолжалась три года.
Всего работало 26 рабочих групп. Труд большого коллектива ученых, экспертов, специалистов, бизнесменов был вынесен на публичное обсуждение. Городская общественность живо откликнулась на просьбу разработчиков высказать свое мнение. Поступило множество предложений. Большинство их касалось прижившегося в городе утверждения, что Екатеринбург — это столица Урала.
В этой ситуации, по признанию главы Екатеринбурга Аркадия Чернецкого, главным тогда было сформулировать ясную и понятную для всех историческую и потенциальную миссию города. Ведь у мэрии — свое видение решения видимых и возможных проблем, у общественности — другое, у бизнеса — третье, у науки — четвертое.
Итогом многочисленных консультаций и общественных слушаний, а также двух научно-практических конференций стала одобренная всеми миссия: «Трансформация Екатеринбурга из исторически сложившегося индустриального, хозяйственного, научного центра в современный многофункциональный город, ядром которого станет научный, производственный, финансовый и информационный комплекс, способный трансформировать областной центр в глобальную экономику, встроить его в новейшие инновационные и региональные процессы и создать комфортную среду обитания для его жителей». Исходя из этого главными ориентирами стратегии стали: качество жизни, инновации, сервис, партнерство.
Стратегический план Екатеринбурга имеет четыре раздела:
1. «Концептуальные основы стратегического плана развития города»;
2. «Исходные конкурентные возможности Екатеринбурга»;
3. «Стратегические направления и программы»;
4. «Механизм реализации стратегического плана города».
Каждое направление имеет конкретные программы действий. Всего их 27.
К примеру, «Развитие гражданского общества и местного самоуправления» реализуется под девизом «Город общественного согласия» по программам: «Екатеринбург — столичный город», «Город активных граждан», «Город общественного согласия», «Екатеринбург — безопасный город».
В свою очередь, программы выполняются по нескольким уже детализированным проектам. Так, реализация программы «Екатеринбург — безопасный город» осуществляется по проектам «Моя милиция», «Только вместе», «Закон для всех». А программа «Город активных граждан» имеет стратегические проекты «Я — гражданин Екатеринбурга (городской патриотизм)» и «ТОС — инкубатор» (ТОС — территориальное общественное самоуправление. — «ЭЖ»).
Самый большой раздел — третий. В нем 8 направлений (см. схему 2).
Реализация стратегического плана в полном объеме осуществляется с 2004 года, хотя часть намеченного выполняется сразу после принятия документа городской Думой. Показателен пример проекта «ТОС — инкубатор», предусматривающего всемерное развитие общественной инициативы и активное участие горожан в решении вопросов местного значения. В городе утвердились система территориального общественного самоуправления и другие институты общественной деятельности жителей Екатеринбурга.
Своеобразным признанием реальности как намеченного, так и выполнения стратегии стало желание руководства Свердловской области прописать в Екатеринбурге «некоторые органы ШОС (Шанхайская организация сотрудничества. — «ЭЖ»), например экономические или по части безопасности».