Моя милиция меня бережет

| статьи | печать

Чтобы спать спокойно и не беспокоиться о сохранности имущества фирмы, руководители компаний часто прибегают к услугам подразделений вневедомственной охраны. О бухгалтерском и налоговом учете таких услуг рассказывает Юрий ЛЕРМОНТОВ, консультант Департамента бюджетной политики Минфина России.

Ситуация. Организация в августе 2007 г. заключила договор на оказание услуг по охране своего офиса с подразделением вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации. Договорная стоимость оказываемых услуг составляет 23 600 руб. (без НДС) в месяц. Организация оплачивает оказанные услуги по охране помещения не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем оказания услуг, на основании счета, выставляемого контрагентом. Дата счета соответствует последнему дню месяца, за который счет выставляется. Доходы и расходы для целей налогообложения прибыли организация определяет методом начисления.

Как указанные операции отражаются в бухгалтерском и налоговом учете? Действительно ли такие услуги не облагаются НДС?

 

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете расходы по оплате услуг по охране офиса следует признать расходами по обычным видам деятельности. Основанием для этого являются п. 5 и 7 ПБУ 10/99 «Расходы организации». В соответствии с п. 9 этого ПБУ данные расходы включаются в себестоимость проданных товаров (работ, услуг).

Расходы по обычным видам деятельности признаются в том отчетном периоде, в котором имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности) при выполнении условий, перечисленных в п. 16 ПБУ 10/99 (п. 18 ПБУ 10/99).

Следовательно, в данном случае расходы по оплате услуг по организации охраны офиса признаются в бухгалтерском учете на последнее число отчетного месяца на основании акта об оказанных услугах.

По нашему мнению, в бухгалтерском учете такие расходы можно отражать по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы» в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (Инструкция по применению Плана счетов).

 

Налог на добавленную стоимость

В соответствии с подп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности, в случае если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления, не является объектом обложения НДС.

Учитывая, что Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, введенным в действие Постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 № 454-ст, деятельность вневедомственной охраны определена кодом 75.24.1 «деятельность органов внутренних дел», данный государственный орган имеет в указанной сфере услуг исключительные полномочия, следовательно, указанные услуги вневедомственной охраны НДС не облагаются.

Правомерность подобных выводов подтверждается в частности Письмом МНС России от 29.06.2004 № 03-1-08/1462/17@ со ссылкой на Постановление Президиума ВАС РФ от 25.11.2003 № 10500/03.

 

АРБИТРАЖНАЯ ПРАКТИКА

Президиум ВАС РФ В Постановлении от 25.11.2003 № 10500/03 отметил следующее.

Закон РФ от 18.04.91 № 1026-1 «О милиции» определяет милицию Российской Федерации как систему государственных органов исполнительной власти. Согласно Закону подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел являются составной частью милиции общественной безопасности; охрана имущества физических и юридических лиц на основе заключенных с ними договоров является обязанностью вневедомственной охраны.

Обязанность по оказанию платных услуг по охране имущества физических и юридических лиц на основе договоров возложена на подразделения вневедомственной охраны как исключительные полномочия в сфере деятельности органов внутренних дел (милиции).

Законом «О милиции», по существу, предусмотрен особый способ целевого финансирования вневедомственной охраны за счет средств, получаемых от организаций и граждан за оказанные им платные услуги. Таким образом, услуги, оказываемые подразделениями вневедомственной охраны по охране имущества физических и юридических лиц на основе заключенных с ними договоров, подпадают под услуги, указанные в подп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ.

 

Налог на прибыль

Согласно подп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на услуги по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, расходы на приобретение услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности, в том числе услуг, оказываемых вневедомственной охраной при органах внутренних дел Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также расходы на содержание собственной службы безопасности по выполнению функций экономической защиты банковских и хозяйственных операций и сохранности материальных ценностей (за исключением расходов на экипировку, приобретение оружия и иных специальных средств защиты) учитываются в целях налогообложения прибыли в составе прочих расходов.

В такой редакции, позволяющей учитывать для целей налогообложения прибыли стоимость услуг вневедомственной охраны, подп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ применяется с 1 января 2005 г. (в связи с принятием Федерального закона от 06.06.2005 № 58-ФЗ). До этого момента официальные органы учитывать такие затраты не позволяли.

Основанием для этого послужило Постановление Президиума ВАС РФ от 21.10.2003 № 5953/03, которым средства, получаемые подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации в качестве платы за услуги по охранной деятельности, были признаны средствами целевого финансирования.

В связи с этим Минфин России в Письме от 21.12.2004 № 03-03-01-02/58 сообщил, что организации, осуществляющие указанные расходы, не вправе их учитывать при определении налоговой базы по налогу на прибыль, поскольку в п. 17 ст. 270 НК РФ предусмотрено, что расходы в виде стоимости имущества, переданного в рамках целевого финансирования, не учитываются для целей налогообложения прибыли.

После принятия Федерального закона от 06.06.2005 №58-ФЗ Минфин в своих письмах стал уточнять, что расходы на оплату услуг вневедомственной охраны не учитываются для целей налогообложения прибыли в период с 21 октября 2003 г. (дата принятия Постановления ВАС РФ № 5953/03) по 1 января 2005г. (письма Минфина от 28.07.2005 №03-03-04/1/105, от 24.07.2006 №03-03-04/2/180, от 05.04.2007 №03-03-06/1/223).

Между тем обращаем внимание, что в соответствии с п. 17 ст. 270 НК РФ, на который ссылаются чиновники, не учитываются в целях налогообложения прибыли расходы в виде стоимости имущества, переданного в рамках целевого финансирования в соответствии с подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ.

Однако следует учитывать, что перечень средств целевого финансирования, установленный подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, расширительному толкованию не подлежит. Ввиду того, что данным подпунктом такие средства целевого финансирования, как суммы в счет оплаты услуг охраны, оказанных подразделениями вневедомственной охраны, не предусмотрены, положения п. 17 ст. 270 НК РФ в указанной ситуации не применяются. Такого подхода придерживается и судебная практика.

 

АРБИТРАЖНАЯ ПРАКТИКА

Так, ФАС Московского округа в Постановлении от 05.03.2007, 12.03.2007 № КА-А40/1220-07 указал на то, что поступление подразделениям вневедомственной охраны в качестве платы за услуги по охранной деятельности денежных средств, носящих целевой характер, которые не могут быть признаны доходами в смысле, придаваемом им ст. 41 НК РФ, не означает расходование заявителем средств на оплату охранных услуг как средств целевого финансирования. Суд отметил, что предусмотренный ст. 35 Закона от 18.04.91 № 1026-1 «О милиции» особый способ целевого финансирования вневедомственной охраны, в том числе за счет средств, получаемых от организаций и граждан за оказанные им платные услуги, не означает, что понесенные заявителем расходы на оплату услуг вневедомственной охраны следует расценивать как осуществленные за счет средств целевого финансирования.

Аналогичный вывод сделан ФАС Московского округа также в постановлениях от 21.06.2006 № КА-А41/5488-06, от 24.05.2006 №КА-А41/4218-06, от 16.03.2006 №КА-А41/1806-06.

 

Учитывая вышеизложенное, представляется, что организации в указанной ситуации вправе были включать сумму расходов по договору на охрану своего офиса в состав расходов, учитываемых при формировании налоговой базы по налогу на прибыль, и до 1 января 2005 г. В случае если до этой даты организация следовала указаниям Минфина России и затраты по договору с вневедомственной охраной в целях налогообложения прибыли не учитывала, то в ее бухгалтерском учете возникала постоянная разница и соответствующее ей постоянное налоговое обязательство (которое отражается по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» субсчет «Постоянное налоговое обязательство») в корреспонденции с кредитом счета 68 (п. 4, 7 ПБУ18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль», Инструкция по применению Плана счетов).