Продолжаем публикацию, начатую в «ЭЖ» № 24, 28 на стр. 10, о тонкостях составления бухгалтерской интернет-отчетности. На вопросы читателей отвечает Антон САБИТОВ, руководитель отдела интернет-технологий ООО РЦ «СКБ Контур» (московский филиал ЗАО «ПФ «СКБ Контур»).
На сегодняшний день получить информацию о состоянии лицевого счета в налоговых органах — очень длительная процедура, в результате которой выдается весьма невнятная цифра. Как эти данные можно получить через электронную систему? Каким образом обеспечивается конфиденциальность передаваемой информации?
— В данном случае мы говорим об услуге «Информационная выписка», а бухгалтеру более знаком термин «акт сверки расчетов с бюджетом». Декларации мы подаем для того, чтобы впоследствии перечислить в бюджет необходимую сумму налоговых платежей. С этим иногда возникают проблемы из-за некорректных платежных поручений, неправильно заполненных реквизитов. Организация вроде выполнила свои обязательства, а на самом деле платеж числится в неразъясненных и возможны штрафные санкции. В итоге у бухгалтера всегда имеется необходимость в наличии информации о том, сколько и по каким видам налогов и сборов было произведено начислений, сколько сумм фактически прошло по назначению платежей, пеней или штрафов.
Отличие полученной выписки от акта сверки заключается в том, что выписка не имеет юридического значения при передаче третьей стороне — с ней нельзя будет обратиться в банк за кредитом или подать конкурсную документацию на тендер. Суть выписки — предоставление именно бухгалтеру информации о состоянии карточки его лицевого счета по всем видам деклараций в инспекции. Этот сервис нельзя использовать отдельно, не отправляя отчетность по каналам связи.
Конфиденциальность передаваемой информации должна подразумеваться как само собой разумеющееся, особенно когда речь идет о налоговой отчетности. И в реалиях вопреки устоявшимся стереотипам специализированный оператор не имеет доступа к передаваемой информации. Однако наше законодательство не всегда исчерпывающе описывает ответственность сторон, когда речь идет о доступе к информации через Интернет.
Вы должны понимать, что любой человек, который заходит в Интернет, не является инкогнито для владельцев сайтов. И, не имея никаких договорных обязательств с последними, вы рискуете обнаружить список посещенных вами страниц, набранных символов (которые могут содержать и конфиденциальную информацию) в пользовании третьих лиц. В данном случае оператор связи гарантирует, что, в случае если передаваемая информация станет доступной для кого-либо, кроме инспектора и отправителя, или посещение сервера компании, предоставляющей услуги по сдаче отчетности, принесет вред организации, он, оператор, готов понести все, даже неявные финансовые потери абонента. Без этого пункта решить в свою пользу вопрос в арбитраже у потерпевшей стороны, чьи данные получили огласку, будет весьма проблематично. На это следует обращать внимание при выборе специализированного оператора связи для передачи отчетности в электронном виде.
Можно ли сдавать отчетность в налоговую инспекцию другого города? Как осуществляется роуминг?
— Передаваемые по Интернету декларации через считанные минуты могут оказаться на компьютере налогового инспектора другого региона, сколь угодно удаленного от вашего местонахождения. Это удобно и тем, что систему можно использовать и вне рабочего места, находясь в командировке.
Важное замечание — отчетность, подаваемая в другой регион, должна быть отправлена не позднее 24.00 последнего срока по месту учета налогоплательщика. Так, представители централизованной бухгалтерии, находящейся в Москве, предоставляющие отчетность за аффилированное лицо, например, во Владивосток, должны учитывать, что последним сроком подачи декларации без штрафных санкций является не 24.00 по московскому времени, а по часовому поясу Владивостока. Таким образом, отчетность должна быть отправлена не позднее 15.00 по Москве (в это время в восточном форпосте страны наступает полночь). Дополнительные возможности получает организация, которая представляет отчетность в обратном направлении.
Необходимо уточнять у специализированного оператора связи возможность представления данных в контролирующие органы других регионов страны. Как правило, такая возможность имеется не у всех участников рынка. В данном случае не очень уместно верить обещаниям, а требовать включать в договор соответствующий пункт (при его изначальном отсутствии). Тем самым вы оградите себя от возможных неприятностей и неэффективной траты денежных средств.
Какими должны быть технические параметры компьютера, Интернета?
— На компьютер налогоплательщика устанавливается программа, необходимая для криптографической защиты информации, а также делаются некоторые неизменяемые настройки, которые позволят налогоплательщику работать в условиях защищенного соединения с Интернетом. В принципе с инструкцией, которая, как правило, прилагается к программному обеспечению, выполнить установку сможет любой бухгалтер, даже начинающий пользователь компьютера. Место на диске программа занимает мизерное — около 10 мегабайт. Стоимость лицензии на данное программное обеспечение включается в прайс-лист специализированного оператора связи. Если такая программа уже установлена, то сумма средств на подключение будет меньшей, чем в стандартной конфигурации.
Что касается оперативной памяти, то ее значение вообще не принимается в расчет — главное, чтобы ее хватало для нормальной работы компьютера в плане поддержки установленной операционной системы.
Отдельной линии для выхода в Интернет не требуется. Что касается скорости соединения, то чем она выше, тем комфортнее будет работа. Главное условие — связь не должна прерываться, в противном случае требуется постоянно сохранять введенные в форму данные. Для повышения безопасности работы в системах установлен так называемый time-out для передачи данных. Это означает, что если бухгалтер не предпринимает никаких действий во время сеанса связи с сервером, то система блокирует учетную запись и во время повторного обращения предлагает снова ввести пароль на вход. При этом прием готового файла не подпадает под непосредственные действия бухгалтера.
В течение какого времени после отправки нужно ждать ответ из налоговой инспекции?
— Каждая подаваемая по Интернету налоговая декларация или бухгалтерская отчетность требует от сотрудников контролирующих органов отправки в адрес налогоплательщика двух документов.
Первый — квитанция о приеме — позволяет налогоплательщику убедиться, что отчетность физически попала на компьютер налогового инспектора. Второй — протокол входного контроля, который должен содержать в себе результаты проверки декларации. Квитанцию о приеме налогоплательщик должен получить в течение суток (без учета выходных и праздничных дней) с момента отправки декларации. Фактически она приходит по ситуации — если у налогового инспектора проблемы с компьютером, то она может быть получена и позже (в большинстве ситуаций установленные сроки соблюдаются). Важно то, что датой отправки декларации считается не факт получения квитанции от инспектора, а наличие подтверждения оператора связи, которое приходит в течение нескольких секунд после отправки.
Кроме того, отсутствие квитанции о получении в указанные сроки — это повод для обращения в службу технической поддержки оператора, который самостоятельно будет выяснять причину задержки. Узнавать что-либо в инспекции не требуется, ваше право — требовать решения ситуации у оператора, которому вы платите деньги за обслуживание.
Протокол входного контроля, так же как и квитанция о приеме, должен прийти в течение суток с момента отправки декларации. Протоколы бывают двух видов — положительные и отрицательные. Положительный протокол означает полное отсутствие ошибок в декларации, она считается сданной. Отрицательный протокол входного контроля свидетельствует о том, что в декларации имеются ошибки, их список прилагается в нем же. Налогоплательщику нужно ознакомиться с ними, принять меры к их устранению и направить в адрес контролирующего органа корректирующий расчет. Штрафных санкций за несвоевременное декларирование не будет ввиду того, что факт подачи отчетности (пусть и неправильно сформированной) отражен в подтверждении оператора связи.
Сроки подачи корректирующего расчета в случае отрицательного протокола для каждой декларации свои, зачастую в протоколе этот срок отражен. Чтобы избежать ненужных хлопот по исправлению ошибок и подачи корректировок, желательно уточнять у оператора наличие в программе модуля контроля отправляемой отчетности. Алгоритм предварительной проверки, заложенный в нем, аналогичен тому, что используется на стороне инспектора, и позволит свести к минимуму риск получения отрицательного протокола, так как ошибки можно будет выявить и устранить еще до отправки отчетности.
Каким образом происходит обновление отчетных форм?
— Обновление отчетных форм производится оператором связи автоматически на сервере системы без установки дополнительных программ на ваш компьютер. Плюс заключается в том, что вам вообще можно забыть слово «обновление»: просто в нужный момент времени вы заходите на сайт и уже имеете возможность работать с самыми актуальными формами налоговых деклараций.