Объявление компанией о своем банкротстве не всегда означает, что ее кредиторы не получат из своих денег ни копейки либо получат лишь символическую компенсацию. Процедуры банкротства дают им шанс вернуть свои средства, не доводя дело до ликвидации компании-должника. В этой статье мы расскажем о правах кредиторов на первой стадии процедуры банкротства — наблюдении.
Наблюдение применяется к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов (ст. 2 Закона № 127-ФЗ).
Эта процедура вводится по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности требований заявителя в порядке, предусмотренном ст. 48 Закона № 127-ФЗ. При возбуждении дела о банкротстве на основании заявления должника наблюдение вводится с даты принятия арбитражным судом заявления должника к производству.
Согласно п. 3 ст. 62 Закона № 127-ФЗ наблюдение должно быть завершено с учетом срока рассмотрения дела о банкротстве. При этом дело должно быть рассмотрено в срок, не превышающий 7 месяцев с даты поступления в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом.
Кредиторы — на собрание!
Рассмотрим порядок установления размера требований кредиторов по взысканию сумм дебиторской задолженности.
В течение 30 дней после опубликования сообщения о введении наблюдения кредиторы имеют право предъявить свои требования к должнику (см. плашку «Обратите внимание!»). Для этого кредитор должен направить свои требования в арбитражный суд, должнику или временному управляющему. К требованиям необходимо приложить судебный акт или иные документы в обоснование этих требований (п. 1 ст. 71 Закона № 127-ФЗ).
Арбитражный суд проверяет обоснованность требований кредиторов и на основании определения суда включает их в реестр требований кредиторов с указанием размера и очередности удовлетворения таких требований.
Требования кредиторов, предъявленные по истечении 30-дневного срока, подлежат рассмотрению арбитражным судом после введения процедуры, следующей за процедурой наблюдения.
Дату проведения первого собрания кредиторов определяет временный управляющий. Он же уведомляет об этом всех выявленных конкурсных кредиторов, уполномоченные органы, представителя работников должника и иных лиц, имеющих право на участие в первом собрании кредиторов (см. плашку «Созыв собрания»). Уведомление о проведении первого собрания кредиторов осуществляется временным управляющим не позднее чем за 10 дней до даты окончания наблюдения (ст. 72 Закона № 127-ФЗ).
Участниками первого собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, которые внесены в реестр требований кредиторов.
Повестка дня
В первом собрании кредиторов принимают участие без права голоса руководитель должника, представитель учредителей (участников) должника или представитель собственника имущества должника — унитарного предприятия и представитель работников должника. Отсутствие указанных лиц не является основанием для признания первого собрания кредиторов недействительным.
Компетенция первого собрания кредиторов определена в ст. 73 Закона № 127-ФЗ:
· принятие решения о введении финансового оздоровления и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством (такое решение должно содержать предлагаемый срок финансового оздоровления, план финансового оздоровления и график погашения задолженности);
· принятие решения о введении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством;
· принятие решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
· образование комитета кредиторов, определение количественного состава и полномочий комитета кредиторов, избрание членов комитета кредиторов;
· определение требований к кандидатурам административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего;
· определение саморегулируемой организации, которая должна представить в арбитражный суд кандидатуры арбитражных управляющих;
· выбор реестродержателя из числа реестродержателей, аккредитованных саморегулируемой организацией;
· решение иных предусмотренных Законом № 127-ФЗ вопросов.
Собрание кредиторов, принявшее решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о введении финансового оздоровления, введении внешнего управления или признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, вправе сформулировать требования к кандидатурам административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего и направить в саморегулируемую организацию запрос о представлении кандидатур таких управляющих (ст. 75 Закона № 127-ФЗ).
Последнее слово — за судом
Временный управляющий по окончании наблюдения, но не позднее чем за 5 дней до даты заседания арбитражного суда, указанной в определении о введении наблюдения, обязан представить в арбитражный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии должника и предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, протокол первого собрания кредиторов с приложением документов.
Арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов выносит определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления, либо принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, либо утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу о банкротстве.
Наблюдение прекращается с даты введения финансового оздоровления, внешнего управления, признания арбитражным судом должника банкротом и открытия конкурсного производства или утверждения мирового соглашения.
СОЗЫВ СОБРАНИЯ
В соответствии со ст. 12 и 14 Закона № 127-ФЗ конкурсный кредитор, право требования которого составляет не менее чем 10% общей суммы требований по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, вправе созывать собрание кредиторов. В случае если собрание кредиторов так и не проведено арбитражным управляющим, оно может быть проведено лицом, требующим его созыва. Указание в ст. 72 Закона № 127-ФЗ на то, что первое собрание кредиторов проводит временный управляющий, не исключает применения названных норм права: об этом свидетельствует Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 31.05.2005 по делу № А38-4884-11/10-2005.
БУКВА ЗАКОНА
Если коммерческая организация не имеет достаточных средств для удовлетворения требований кредиторов, она ликвидируется вследствие признания в судебном порядке банкротом (ст. 2 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»; далее — Закон № 127-ФЗ).
Заявление о признании банкротом принимается арбитражным судом, если требование к должнику — юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем 100 тыс. рублей и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены (п. 2 ст. 33 Закона № 127-ФЗ).
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
В 30-дневный срок предъявления кредиторами своих требований к должнику в целях участия в первом собрании кредиторов включаются нерабочие дни, и возможность его восстановления не предусмотрена (п. 2 Информационного письма ВАС РФ от 26.07.2005 № 93 «О некоторых вопросах, связанных с исчислением отдельных сроков по делам о банкротстве»).
К СВЕДЕНИЮ
Многие организации в случае ликвидации компании-должника заранее списывают суммы дебиторской задолженности на внереализационные расходы как нереальные для взыскания, в результате чего возникают судебные споры с налоговыми органами.
Следует помнить, что требование по задолженности будет считаться безнадежным долгом в случае неудовлетворения требования кредитора из-за недостаточности имущества должника или неполного удовлетворения требований по окончании процедуры конкурсного производства — ликвидации организации-должника с внесением соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Таким образом, дебиторская задолженность организации, признанной банкротом, не может быть признана безнадежным долгом до завершения конкурсного производства. Аналогичная позиция изложена в Письме Минфина России от 28.01.2005 № 07-05-06/28. Эта точка зрения подтверждается и судебной практикой (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 19.06.2002 № А79-5485/01-СК1-4642).