Если есть на Земле общечеловеческие ценности, то искать их следует в притчах. В них — духовный мир и нравственная философия человечества. В них его разум и его вековая мудрость: «Ты видишь, ход веков подобен притче» (Б. Пастернак).
Притчи — не только сокровищница накопленной мудрости, это еще и прекрасный метод познания: «Послушает мудрый и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы» (Притч. 1:5).
Притчи — искусство слов попадать прямо в сердце. Недоступное они делают доступным, сложное — простым, тайное — явным.
Притчи непритязательны. Но не следует относиться к ним пренебрежительно. Ибо давно уже сказано: «Подобно тому как при свете грошовой свечки отыскивается оброненный золотой, так с помощью притчи познается истина!»
Послушает мудрый — и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы
Где Он?
Один царь спросил как-то у мудреца:
— Отдам полцарства, если покажешь, где находится Бог.
— Я бы, — отвечал ему тот, — отдал и более твоего, если бы мне указали, где Его нет.
Там, где я, Его нет
— Господь всюду! — сказал учитель.
— Странно, — удивился ученик, — если Он всюду, то как получается, что там, где я, Его нет?
Как увидеть Его
Спросили у старца:
— Слышали мы, что в прежние времена Бог ходил по земле и здоровался с людьми, называя их по именам… Почему же сегодня мы не видим Его? И где Он теперь?
— Он и сейчас там, где был раньше, — отвечал старец. — Просто люди перестали кланяться так низко, чтобы увидеть Его.
Зачем молитесь?
Жители одного из засушливых мест собрались, чтобы помолиться о дожде. И лишь один из них явился с зонтом.
— Зачем ты прихватил с собой зонт? — спросили его. — На небе ни облачка.
— О чем же вы тогда молитесь? — отвечал он.
Молитесь, как умеете
Жили на острове три пустынника, имевшие у себя икону трех святителей. Молились они перед этой иконой просто: «Трое вас и трое нас, помилуйте нас».
Пристали однажды к острову богомольные странники и сказали пустынникам, что они неправильно молятся.
— А как же правильно? — спросили те.
— А вот так, — отвечали странники и продиктовали слова основных молитв.
Когда богомольцы отчалили от берега, собравшись продолжить путь, их, пробежав по воде... яко по суху, нагнали пустынники.
— Остановитесь, — кричали они. — Мы забыли слова ваших молитв!
— Вам и не надо их помнить, — воскликнули изумленные путешественники. — Молитесь, как прежде! У вас это хорошо получается!
Как Бог дает и как отнимает
Сидел человек на берегу реки. В руках у него было решето. Он погружал решето в воду и, когда оно наполнялось, приговаривал:
— Кому Бог дает — дает вот так. Затем поднимал решето и, когда вода вытекала, приговаривал:
— У кого отнимает — отнимает вот эдак.
Премудрость Господня
Один человек жил в горах. Однажды он спустился в долину и впервые оказался в прекрасном саду. Осмотревшись кругом, горец вознес хвалу Господу:
— Все, что Ты устроил на свете, — удивительно хорошо, разве только в одном Ты ошибся: огромную дыню прикрепил к тоненькому стебельку, а маленькие орехи подвесил к большому дереву.
Устав бродить по саду, горец заснул. На ореховое дерево, под которым он спал, спустилась ворона и уронила спящему на голову орех. Человек проснулся и, поняв отчего, стал вымаливать у Бога прощения:
— Прости меня, неразумного! Мудрость твоя действительно безгранична: что бы было со мной, если бы на дереве висела дыня?!!
Кто побеждает
— В каждом человеке идет борьба, похожая на борьбу двух волков, — учил внука дед. — Один волк представляет зло. Другой — добро.
— И какой побеждает? — спросил деда внук.
— Тот, которого ты кормишь, — улыбнулся старик.
Тайное и явное
Два ангела под видом путников остановились на ночлег в доме богатой семьи. Их приняли не слишком гостеприимно, разместив в холодном подвале. Когда они стелили постель, старший ангел увидел дыру в стене и заделал ее.
— Зачем? — спросил старшего младший.
— Вещи не такие, какими кажутся, — отвечал тот.
В следующую ночь они оказались в другой семье. Здесь их угостили всем, что только было в доме, и уложили на лучшие постели.
Утром ангелы нашли хозяев плачущими. Их корова умерла. И тогда младший ангел упрекнул старшего:
— Первая семья была скупа и спесива, а ты поработал на нее каменщиком. Эта семья поделилась последним, а ты позволил, чтобы у них умерла кормилица...
— Вещи не такие, какими кажутся, — отвечал ему старший ангел. — В подвале дома первой семьи в стене был клад. Я заделал стену, чтобы он не был найден. А сюда в эту ночь за женой хозяина приходил ангел смерти. Вместо нее я отдал ему корову.
Из своего кошелька
Когда один проповедник проходил по селению, его окружила толпа злословящих. Он отвечал им улыбкой.
— Почему ты лишь улыбаешься? — спросил проповедника человек, увидевший происходящее со стороны.
— Каждый может дать только то, что имеет в своем кошельке, — ответил святой.
Доброе намерение
В комнате на кровати лежал больной, а в углу на полу стоял кувшинчик с водой.
— Пить! Пить... — поминутно просил больной, и так жалобно, что кувшинчик не выдержал. Раскачавшись, он упал на бок и подкатился к постели больного, растеряв по дороге воду. Когда больной подхватил его и прижал к горячим губам, в нем не оказалось и капли. Собрав последние силы, больной зашвырнул кувшинчик в стену, и тот разлетелся на куски... А ведь он так стремился помочь!
Жил-был шакал...
У одного философа было много противников. Они часто ругали его, но он не обращал на это никакого внимания.
— Почему? — спросили его.
— Счета, — отвечал он, — подбиваются в конце дня, и что тогда вспомнится? Чей-то труд или их имена? Всякий знает, что есть львы и есть шакалы. И всякий помнит, что есть масса историй, начинающихся словами: «Жил-был лев...» Но многие ли истории начинаются так: «Жил-был шакал...?»
Знал, о чем говорил
Одного ученого человека пригласили во дворец наставником детей правителя, но, вместо того чтобы обучать их чтению и письму, он начал учить их… бегу. И так гонял по двору, что к концу дня они еле стояли на ногах.
Какое-то время дети терпели, но затем пошли и пожаловались на воспитателя.
— Зачем ты мучаешь их? — строго спросил наставника правитель.
— Чтобы они в совершенстве овладели самой важной для детей правителей наукой! — скромно отвечал ему тот. — Сами знаете, какая их может постигнуть судьба при вашей беспокойной должности. Могут одолеть враги, могут обмануть друзья, могут свергнуть с престола... Что в таком случае может спасти детей? Только умение бегать!
Что люди видят
— Отчего ты так грустен, отче? — спросили у одного старца.
— Оттого, что я усомнился в способности людей познавать истины. Трижды я показывал посетителям льняной лоскуток с нарисованной на нем красной точкой, спрашивая, что они видят, и трижды они отвечали: «Маленькую красную точку». И никто не догадался сказать: «Лоскуток льна».
Легко преодолел затруднение
Царь начертил на белой стене линию, затем спросил у придворных:
— Как сделать эту линию короче, не притрагиваясь к ней?
И никто не смог решить как. Лишь один человек подошел к стене и нарисовал линию гораздо длиннее первой.
— Вот так, — сказал он, — ибо все познается в сравнении.
Не нашел знаний
— Я положил огромные труды на чтение книг, но то, что я в них нашел, не так уж и ценно, — жаловался один человек старцу.
— Это бывает, — отвечал тот. — Разве мало людей, отправляющихся ловить форель, приносят домой только ревматизм.
Стань человеком!
Злому и ленивому мальчику твердили:
— Тебе не стать человеком!
Прошли годы, и он стал царем. И, возгордившись, вспомнил о предсказаниях:
— Видите! А говорили!..
Ему возразили:
— Не говорили «не станешь царем», а говорили «не станешь человеком»!
Разве одного его мало?
Жестокий правитель похвалялся перед подданными:
— Вы должны денно и нощно молиться за меня, ибо в мое царствование не появлялась среди вас такая страшная болезнь, как холера.
— Не до того уж безжалостен Господь, чтобы насылать на один край сразу две беды, — шепнул один из стоящих здесь подданных другому. — Он послал его в наш край правителем, и разве этого одного мало?
Ох, и достанется ему!
Однажды мудрец вздумал взобраться на трон халифа. Увидев это, дворцовые служащие подскочили к нему и принялись избивать.
— В чем дело? — удивился вошедший халиф.
— Да вот, — отвечал мудрец, — хотел проверить, каково тебе восседать на троне. Всего-то и посидел несколько секунд, а как сильно побили! Не завидую тебе, повелитель! Ты-то вон уже столько лет, как восседаешь на нем. Ох, и достанется тебе, когда придет срок!
Мудрость политиков
— Знаешь, отче, — обратился молодой монах к старцу, — прежде я увлекался политикой, но так и не понял, отчего политики столь уклончивы?
— Оттого, — отвечал ему старец, — что их мудрость состоит в том, чтобы не отвечать на вопросы, а искусство в том, чтобы не позволять их себе задавать.
Все их обещания превращаются в налоги
У одного старого крестьянина спросили, почему он так мало уважает правителей края.
— Оттого, — отвечал тот, — что я их давно уже знаю. Все их обещания превращаются потом в новые налоги...
Наказание
К одному судье пришла девушка и пожаловалась на знакомого парня, что он поцеловал ее насильно.
— Я думаю, — вынес свое решение судья, — что наказание должно соответствовать проступку. Ты тоже поцелуй его насильно.
Невеста
Спустившийся с небес горный орел схватил одну из болотных лягушек и вновь устремился ввысь.
«Это не просто так, — возгордилась лягушка, — это он выбрал меня. Видно, хочет на мне жениться». И, чтобы поделиться радостью со своими подружками, громко прокричала им с высоты: «И вы тоже выходите замуж за благородных!»
То или это?
Слух о мудрости одного из философов разнесся далеко за пределы его родного города, и люди из дальних мест стали приходить к нему за советом. Тогда один человек позавидовал его славе. Он поймал бабочку, поместил ее меж сомкнутых ладоней и отправился так к философу.
— Спрошу у него, какая бабочка у меня в руках, — решил он, — живая или мертвая? Если скажет, что мертвая, я открою ладони, и бабочка улетит. Если скажет — живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет. Тогда все поймут, кто из нас умнее...
И все действительно поняли.
— Какая бабочка у меня в руках — живая или мертвая? — спросил завистник, добравшись до философа.
— Все в твоих руках, — ответил ему философ.