Тема долгосрочного развития сегодня прочно вошла в фокус общественного внимания. В будущее России постарались заглянуть эксперты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) и Сетевой институциональной группы «Сигма», состоящей из независимых аналитиков. Представляем читателям их подходы к оценке долгосрочных перспектив, которые были озвучены на конференции «Стратегии развития России с
Коалиция для будущего
Независимо от исхода парламентских и президентских выборов новому руководству страны придется принимать и претворять в жизнь ряд решений стратегического характера, которые определят обозримое будущее страны. Их неизбежность связана с тем, что к настоящему времени в обществе сложился консенсус по вопросу о том, что переход от экономики и общества позднего СССР к новому состоянию общества, экономики и государства состоялся.
В то же время результаты такого перехода нельзя назвать удовлетворительными ни с точки зрения экспертного анализа, ни по критериям международных сравнений, ни — что намного важнее — по мнению большинства граждан и отдельных социальных групп.
В обществе присутствует согласие по некоторому набору базовых ценностей демократии и рыночной экономики, но с другой стороны, есть ощущение того, что эти ценности не реализованы. Об этом свидетельствует в первую очередь устойчивость фиксируемого социологами в течение последних пяти-шести лет набора тех приоритетных задач, решения которых население ожидает от власти. Об этом же говорят и многочисленные данные опросов представителей бизнеса об условиях развития их деятельности.
Эксперты, входящие в группу «Сигма», исходили из того, что российское общество прекрасно понимает: Россия сегодня находится на подъеме, но на подъеме из очень тяжелого кризиса, затронувшего все сферы жизни, экономики и государственного управления.
Преодоление кризиса — важная задача, но с точки зрения долгосрочных перспектив еще важнее создание в стране внутренних механизмов динамичного развития на основе обновления, модернизации экономической, политической и социальной жизни. Будущее модернизации в России зависит от устойчивости общественной коалиции за модернизацию, включающей в себя всех трех основных социальных партнеров — гражданское общество, бизнес и государство.
Такая коалиция неизбежно потребует определенных компромиссов, уступок и компенсаций: это единственный путь обеспечения слаженной работы вместо возвращения к практике распределительных конфликтов, конфронтации и «выкручивания рук», практически гарантирующей провал любых попыток обеспечить движение страны вперед. В столь сложной стране и столь социально неодномерном обществе невозможно решить проблемы всех сразу и быстро. Модернизация страны — это тяжелая работа для всех общественных сил на поколение вперед, и ближайшее десятилетие будет решающим для ее успеха.
К инновационному развитию
Результатом посткризисной девятилетки (1998–2007 гг.) стал существенный рост производства, в целом преодолевший последствия предшествующего экономического спада. Инфляция снизилась до однозначных значений.
Таким образом, задачи «стабилизационного периода» уже в целом решены.
Анализ возникающих в перспективе возможностей позволяет, по мнению специалистов ЦМАКП, выделить четыре фундаментальных фактора, лежащих в основе долгосрочных сценариев развития российской экономики:
реализация сравнительных преимуществ российской экономики — энергетического, научно-исследовательского, транзитного и сельскохозяйственного потенциала — за счет ее рационального включения в мировое хозяйство и привлечения капиталов;
модернизация массовых производств, производящих продукцию средней степени сложности, что дает возможность использовать преимущества емких внутренних рынков;
формирование массового среднего класса, позволяющее развернуть модернизацию социальной инфраструктуры и развивать образование и здравоохранение;
интеграция евроазиатского экономического пространства вокруг России.
Наибольший эффект может принести реализация сценария, предполагающего развертывание долгосрочных проектов, реализующих энергетический, научно-исследовательский и транспортный (транзитный) потенциал российской экономики.
Он предполагает модернизацию перерабатывающих производств в том числе на основе иностранных инвестиций и «технологического трансферта», обеспечивающих рост их конкурентоспособности на внутренних рынках, формирование массового среднего класса, предъявляющего высокий спрос на жилье, услуги образования и здравоохранения.
Реализация этого варианта позволяет обеспечить долговременное развитие с темпами прироста на уровне не менее 6—7% в год. По объему ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности) Россия может к началу 20-х годов выйти на современный уровень развитых европейских стран — ФРГ и Франции.