Стабильный экономический рост последних лет сопровождался усилением различий в социально-экономическом развитии российских регионов. Социально-экономический портрет России иногда в шутку сравнивают с огромным динозавром, голова которого — Москва и Тюмень, шею представляют собой регионы — доноры бюджета, в хвосте находятся наши восточные области, а огромное туловище — оставшиеся 2/3 субъектов Федерации.
Стратегия «Россия- 2020», проект которой подготовил МЭРТ, признает нецелесообразным выравнивание уровня развития, как говорится, всех городов и весей. Отказ от уравниловки в распределении ресурсов в рыночной экономике вполне закономерен, лишь бы средства доставались тем областям, которые смогут обеспечить качественный рост экономики.
Инновационный вариант Стратегии, которому явно (по крайней мере, официально) будет отдано предпочтение среди других сценариев развития, декларирует многополярность региональных точек роста.
В нем выделены уже сформировавшиеся зоны опережающего развития. К ним, кроме двух столиц и сырьевых областей, относятся портовые регионы Европейской России и плотно заселенные города Юга с относительно развитой инфраструктурой и выходом к морскому побережью.
А к
· крупные города и прилегающие к ним территории в Поволжье и на Урале (Самаро-Тольяттинская агломерация, Пермь, Казань, Уфа, Екатеринбург и Челябинск);
· города Западной Сибири с высоким качеством человеческого потенциала и развивающейся инновационной и образовательной инфраструктурой (Томск, Новосибирск);
· Восточная Сибирь и Дальний Восток (Красноярский край, Иркутская область, Владивосток).
При росте ВВП в целом по России за 13 лет в 2,3 раза экономика Сибирского и Дальневосточного федеральных округов должна увеличиться в 2,7—2,9 раза, а Поволжья и Урала — в 2,9—3 раза.
Самые большие средства государство намерено направить в наши восточные регионы. Ни у кого не вызывает сомнений целесообразность инвестиций в развитие восточных субъектов Федерации.
Вызывают вопросы направления, на которые будут расходоваться эти средства: освоение Эльгинского угольного месторождения, развитие горно-металлургического комплекса Бурятии, создание Ванино-Советско-Гаванского транспортно-промышленного узла, строительство нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий Океан» и т. п. Многие из этих проектов предлагались для реализации еще в советское время.
Этот перечень приоритетов, по мнению авторов проекта Стратегии, направлен на развитие диверсифицированной экономики Восточной Сибири и Дальнего Востока.
По сути же, если отбросить словесные реверансы в адрес инноваций, нынешняя программа развития Восточной Сибири до боли похожа на освоение Западной, которое проходило в 70-х годах прошлого века. Только сейчас ресурсов у нашей державы поменьше и во многих вопросах государство рассчитывает на участие бизнеса.
Основные проекты, ориентированные на высокотехнологичные сектора экономики, будут реализовываться в Западной Сибири (IТ-технопарк в Новосибирске, технико-внедренческая зона в Томске, технопарк нефтегазовой отрасли в Тюмени и др.). Их финансирование предусматривается в национальном проекте «Образование», ряде федеральных целевых и ведомственных программ научно-технического характера.
Что же касается городов Поволжья и Урала, то, кроме ФЦП «Урал промышленный — Урал Полярный», серьезных шагов, направленных на развитие их экономического потенциала, федеральный центр пока не озвучил. Хотя именно здесь есть сочетание индустриального потенциала и квалифицированной рабочей силы, способное сделать эти агломерации мотором инновационного подъема самих областей и сопредельных территорий.
Рост отечественной экономики не только увеличивает ресурсы развития, но и заставляет искать новые подходы к региональному прогнозированию.
Во-первых, пора обеспечить прозрачность расходования средств на геополитические цели. Никто не отрицает их необходимость, но при существующей структуре бюджета они завуалированы среди других статей. А значит, искажают картину реального развития экономики субъектов Федерации. В результате бизнес получает ошибочные сигналы о тенденциях развития.
Во-вторых, в процедурах принятия решений о расходовании госсредств субъекты Федерации должны стать равноправными партнерами федерального центра. Ведь деньги государство получает за счет экономики и природных богатств тех же регионов.
В-третьих, зоны опережающего регионального развития должны обеспечивать экономический рост инновационного типа. Вовсе ни к чему повторять подходы советского планирования.
Иначе динозавр пространственного расположения экономики будет идти в паре с динозавром качественной структуры. При всей внешней мощности своей конструкции эти животные вымерли, не выдержав конкуренции в рамках естественного отбора. Ученые говорят, что их слабым местом оказался малоразвитый мозг…