Облагаются ли ЕСН выплаты муниципальным служащим на санаторно-курортное лечение, предусмотренные законом субъекта Российской Федерации?
Подпунктом 4 п. 1 ст. 23 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальному служащему гарантируется медицинское обслуживание его и членов его семьи.
В соответствии с п. 1 ст. 27 Закона г. Москвы от 24.03.2004 № 15 «О муниципальной службе в городе Москве» (далее — Закон № 15) муниципальному служащему, в частности, гарантируются бесплатная или льготная путевка с оплатой проезда к месту отдыха и обратно или соответствующая компенсация, предоставляемая ежегодно; медицинское обслуживание, включая членов его семьи, и др.
В силу подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат обложению ЕСН все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных в том числе с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
Согласно ст. 164 Трудового кодекса РФ гарантии представляют собой средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений; компенсации — денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.
По мнению Минфина России, изложенному в Письме от 21.02.2005 № 03-05-01-04/43, выплаты муниципальным служащим на санаторно-курортное лечение должны включаться в налогооблагаемую базу по ЕСН.
Финансовое ведомство ссылается на то, что перечень компенсационных выплат, приведенный в подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ, является исчерпывающим. Поскольку предоставляемая муниципальным служащим в соответствии с вышеуказанным Законом № 15 оплата проезда и медицинского обслуживания не связана с выполнением ими трудовых обязанностей, то подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ в отношении таких выплат не применяется.
В то же время выплаты, производимые вне рамок трудовых отношений в пользу членов семьи муниципального служащего, по мнению Минфина России, не являются объектом обложения ЕСН.
Иная точка зрения изложена в Письме Управления МНС России от 17.07.2003 № 28-05/39903. Поскольку предоставление санаторно-курортного обеспечения, возмещение расходов на приобретение путевок и проезд к месту отдыха и обратно, а также выплата установленных компенсаций, связанных со статусом государственного служащего г. Москвы, предусмотрены законодательным актом субъекта Российской Федерации и не противоречат федеральному законодательству, суммы указанных денежных компенсаций государственным служащим г. Москвы не должны облагаться ЕСН как компенсации, связанные с выполнением работниками трудовых обязанностей.
Позиция финансового ведомства расходится со сложившейся судебной практикой.
Арбитражные суды делают вывод, что выплата муниципальному служащему на санаторно-курортное лечение, установленная законом субъекта Российской Федерации, по существу, является компенсационной, связанной с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, и носит целевой характер, направленный на поддержание здоровья служащих, а следовательно, не облагается ЕСН на основании подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ.
При этом, по мнению судей, названная выплата не противоречит определению компенсации, данному в ст. 164 Трудового кодекса РФ, согласно которой компенсация — денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.
Кроме того, поскольку расходы, связанные с предоставлением указанной гарантии, производятся в силу закона за счет средств бюджета, а не фонда заработной платы, у налогового органа отсутствовали основания для начисления с соответствующих компенсационных выплат ЕСН.
Данные выводы содержатся, например, в постановлениях ФАС Московского округа от 13.07.2006, 14.07.2006 № КА-А40/6417-06 по делу № А40-73764/05-139-620, от 06.07.2006 № КА-А40/5858-06 по делу № А40-56639/05-75-458, от 05.07.2006 № КА-А40/5860-06 по делу № А40-66858/05-98-537, от 15.06.2006 № КА-А40/5142-06 по делу № А40-68205/05-108-370, от 12.05.2006 № КА-А40/3904-06 по делу № А40-71745/05-4-308, от 03.04.2006, 31.03.2006 № КА-А40/ 2501-06 по делу № А40-57774/05-76-534, от 25.12.2003 № КА-А40/ 10704-03, постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 09.09.2005 № А52/4796/2004/2, от 15.06.2005 № А52/6978/2004/2, от 02.06.2005 № А52/7732/2004/2, от 21.04.2005 № А52/6091/2004/2, постановлениях ФАС Северо-Кавказского округа от 03.04.2006 № Ф08-1232/2006-521А по делу № А53-27973/2005-С6-37, от 21.12.2005 № Ф08-6121/2005-2410А, от 21.09.2005 № Ф08-4377/ 2005-1750А по делу № А53-5833/ 2005-С6-23, Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 27.03.2006 по делу № А29-5151/2005а.
Таким образом, учитывая позицию Минфина России по данному вопросу, выплаты муниципальным служащим на санаторно-курортное лечение, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, должны облагаться ЕСН.
Правомерность иной точки зрения налогоплательщику, очевидно, придется доказывать в суде.