Объем переработки грузов в портах к 2015 году увеличится до 650 млн т — такие цифры озвучил и. о. главы Минтранса Юрий Левитин на заседании Правительства, которое в первый раз проходило под председательством Виктора Зубкова.
Мощность 62 портов России за 2000—2006 гг. увеличилась в 2 раза (до 421 млн т) и превысила суммарный грузооборот всех портов СССР. Однако большинство портов было построено еще в 60—70 гг. прошлого века и не удовлетворяет требованиям в части глубин у причалов и соответствующей инфраструктуры.
Минтранс сегодня проводит корректировку действующей ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002—2010 гг.)», которую планируется представить на утверждение Правительства в декабре нынешнего года.
Средства федерального бюджета в приоритетном порядке предлагается направить на ускоренное развитие портов, которые будут подразделены на несколько категорий.
В первую входят порты, обеспечивающие основные объемы перевалки внешнеторговых и транзитных грузов (Мурманск, Усть-Луга, Восточный, Калининград, Новороссийск, Приморск, Балтийск, Тамань, Оля, новые порты на Черном море и острове Сахалин). Строительство объектов прибрежно-портовой инфраструктуры здесь должно осуществляться преимущественно за счет государственных средств. Ко второй категории относятся порты, имеющие ограничения по развитию, но значимые для внешнеторговых и транзитных перевозок (Санкт-Петербург, Высоцк, Выборг, Архангельск, Туапсе и др.). Использование госсредств тут должно ограничиваться объектами, обеспечивающими выполнение обязательств государства. Третья категория — порты, обеспечивающие завоз грузов в районы Крайнего Севера или находящиеся на трассе Севморпути. За счет госсредств должна быть произведена их реконструкция.
Предлагаемый комплекс государственных мер, по оценке Минтранса, позволит к
Новый глава Правительства подчеркнул, что контроль осуществляется только за некоторыми видами финансовых операций, сумма которых превышает 600 тыс. руб. Но сейчас появляются новые формы расчетов, позволяющие обходить существующий контроль.