Госдума приняла в первом чтении проект федерального закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в коммерческие организации, имеющие стратегическое значение для национальной безопасности Российской Федерации». На его разработку у Правительства ушло более двух лет, и за это время многие другие страны успели выстроить собственные «заборы», в той или иной степени ограничивающие допуск иностранных инвестиций в национальные экономики.
Ограничения существуют и у России, но пока они носят неупорядоченный, порой случайный характер: каждая отрасль выставляет иностранцам свои условия, лимиты и т.д. Теперь предлагается соорудить длинный «системный плетень». «Стратегическими» власть хочет признать 39 отраслей, то есть видов деятельности в отечественной экономике (см. стр. 2). Иностранцы-«частники» смогут там свободно приобретать не более 50% акций предприятий, а на контрольный пакет или получение более половины мест в совете директоров потребуется разрешение специальной комиссии, которую возглавит премьер-министр. Иностранные компании с госучастием будут «поражены в правах» еще больше: им не продадут даже блокирующих пакетов (25% акций) таких предприятий.
Сторонники этого подхода к проблеме называют его «симметричным ответом»: мол, Запад только на словах ратует за «глобализацию» и «свободное перемещение капитала» по всему миру, а на деле воздвигает все новые рогатки на пути инвесторов из развивающихся стран, в том числе российских. И действительно, в Германии правительство обещает уже в этом году закончить работу над законопроектом, ограничивающим иностранные инвестиции в ключевые сектора экономики — энергетику, инфраструктуру и телекоммуникации. В США минувшим летом конгресс уже расширил запретительные полномочия комитета по иноинвестициям «в целях снижения угрозы национальной безопасности». Евросоюз рассматривает возможность объявления ТЭК Европы «стратегическим сектором, закрытым от инвестиций извне».
Причины выдвигаются политические («энергетический суверенитет!», «национальная безопасность!»), но торчащие за ними экономические «уши» видны, как говорится, невооруженным глазом. Ведь если Европа, например, соглашается покупать российский газ во все возрастающих количествах, попадая в прямую зависимость от российских поставок, то почему нашему «Газпрому» запрещают покупать тамошние распределительные сети, чтобы торговать газом не только оптом, но и в розницу (что в разы выгоднее)?
Спрашивается: если можно им, то почему нельзя нам? Но одновременно возникает второй вопрос: а что же мы будем делать с доброй третью нашей экономики, уже отставшей от мирового уровня «навсегда» и срочно нуждающейся в полном техническом и технологическом перевооружении? Где возьмем знания, технику, технологию? Совокупная потребность в них только до 2010 года оценивается в 200 млрд евро.
Причем сами средства у России есть: в золотовалютных резервах ЦБР — 400 млрд долл., в Стабфонде — еще 133 млрд «зеленых». Но купить чужие знания, умения и опыт просто за «живые» деньги нельзя — никто не продаст. Ни оптом, ни в розницу. Другое дело, если покупатель зовет продавца в свой бизнес, согласен поделиться собственностью и будущими прибылями. Но делиться придется всерьез, «подачками» в 5—10% процентов здесь не обойдешься, серьезным инвесторам нужен настоящий контроль — над менеджментом, советом директоров. Иначе гуд бай!
Нам, однако, тоже нужно блюсти «свой интерес». Не обязательно оборонный. Его можно найти даже в такой мирной отрасли, как рыболовство, где зарубежный капитал сначала скупает российские рыбопромысловые компании, а потом требует от «своих» рыбаков продавать пойманную рыбу на переработку за рубеж. В результате из России она уходит как сырье, а возвращается готовым продуктом по учетверенной цене. У них — рабочие места, у нас — голодные семьи.
И так не только в рыболовстве. Иностранцы изначально выбирали для инвестирования в Россию сырьевые отрасли, хотя нам они нужны в высокотехнологичном, «конечном» производстве. Приходится уговаривать, заманивать льготами. В последнее время ситуация меняется к лучшему. Но если новым законом опять начнем «закручивать гайки», можем надолго «сорвать резьбу».
ЧУЖАКАМ ВХОД ЗАПРЕЩЕН
Недавно комитет по иностранным инвестициям в США запретил приобретение американской нефтяной компании Unocal китайским концерном CNOOC. Он также предотвратил передачу шести американских портов в управление фирме Dubai Ports World.
Выдержка из проекта Федерального закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в коммерческие организации, имеющие стратегическое значение для национальной безопасности Российской Федерации»*
Статья 3. Виды деятельности, имеющие стратегическое значение для национальной безопасности Российской Федерации 1. К видам деятельности, имеющим стратегическое значение для национальной безопасности Российской Федерации, в целях настоящего Федерального закона относятся следующие виды деятельности: 1) выполнение работ по активному воздействию на гидрометеорологические процессы и явления; 2) выполнение работ по активному воздействию на геофизические процессы и явления; 3) деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний; 4) размещение, сооружение, эксплуатация и вывод из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов; 5) обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами, в том числе при разведке и добыче полезных ископаемых, содержащих такие материалы и вещества, при производстве, использовании, переработке, транспортировании и хранении ядерных материалов и радиоактивных веществ; 6) обращение с радиоактивными отходами при их хранении, переработке, транспортировании и захоронении; 7) использование ядерных материалов и (или) радиоактивных веществ при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; 8) проектирование и конструирование ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов; 9) конструирование и изготовление оборудования для ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов; 10) проведение экспертизы проектной, конструкторской, технологической документации и документов, обосновывающих обеспечение ядерной и радиационной безопасности ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, деятельности по обращению с ядерными материалами, радиоактивными веществами и радиоактивными отходами; 11) запуск и управление полетом космических объектов; 12) разработка, производство шифровальных (криптографических) средств, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) информационных систем, телекоммуникационных систем; 13) деятельность по распространению шифровальных (криптографических) средств; 14) деятельность по техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств; 15) предоставление услуг в области шифрования информации; 16) деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица); 17) разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность; 18) разработка вооружения и военной техники; 19) производство вооружения и военной техники; 20) ремонт вооружения и военной техники; 21) утилизация вооружения и военной техники; 22) торговля вооружением и военной техникой; 23) производство оружия и основных частей огнестрельного оружия (за исключением производства холодного, гражданского и служебного оружия); 24) производство патронов к оружию и составных частей патронов (за исключением производства патронов к гражданскому и служебному оружию); 25) торговля оружием и основными частями огнестрельного оружия и патронами к оружию (за исключением торговли холодным, гражданским и служебным оружием и патронами к гражданскому и служебному оружию); 26) разработка и производство боеприпасов и их составных частей; 27) утилизация боеприпасов и их составных частей; 28)производство и распространение взрывчатых материалов промышленного назначения; 29) деятельность по обеспечению авиационной безопасности; 30) создание и производство космической техники, космических материалов и технологий, а также создание и реконструкция космической инфраструктуры; 31) использование (эксплуатация) космической техники, космических материалов и космических технологий, в том числе: проведение исследований и экспериментов с применением космической техники; прием и (или) обработка информации, получаемой с космических аппаратов дистанционного зондирования Земли; 32) монтаж оборудования, ввод и прием в эксплуатацию объектов космической инфраструктуры, их доработка, ремонт и реконструкция; 33) подготовка средств выведения и космических объектов к запуску, подготовка космонавтов к полету на космических кораблях и научно-методическое обеспечение пилотируемых космических полетов, запуск и управление полетом космических объектов, международное сотрудничество Российской Федерации в области исследования и использования космического пространства; 34) разработка авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения; 35) производство авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения; 36) ремонт авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения; 37) испытание авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения; 38) производство (реализация) товаров, оказание услуг в сферах, указанных в части 1 статьи 4 Федерального закона «О естественных монополиях»; 39) осуществление деятельности хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение в области разработки, производства и реализации металлов и сплавов со специальными свойствами, используемых при производстве вооружения и военной техники.