Проект
N 432137-4
Внесен депутатами
Государственной Думы
П.В. Крашенинниковым, В.С. Груздевым
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬИ 1116, 1151, 1162 И 1175 ЧАСТИ
ТРЕТЬЕЙ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Внести в часть третью Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 49, ст. 4552; 2004, N 49, ст. 4855) следующие изменения:
1) пункт 2 статьи 1116 после слов "по закону - Российская Федерация" дополнить словами ", субъекты Российской Федерации, муниципальные образования";
2) в статье 1151:
а) пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Выморочное имущество в виде расположенного на территории Российской Федерации жилого помещения переходит в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования, в котором оно расположено, а если оно расположено в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения - в собственность такого субъекта Российской Федерации. Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.";
б) пункт 3 после слова "имущества" дополнить словами ", переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации,";
3) в абзаце третьем пункта 1 статьи 1162 слова "в порядке наследования к Российской Федерации (статья 1151)" заменить словами "в соответствии со статьей 1151 настоящего Кодекса к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию";
4) в абзаце первом пункта 3 статьи 1175 слова "в порядке наследования к Российской Федерации" заменить словами "в соответствии со статьей 1151 настоящего Кодекса к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию".
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В СТАТЬИ 1116, 1151, 1162 И 1175 ЧАСТИ ТРЕТЬЕЙ ГРАЖДАНСКОГО
КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
В соответствии с частью третьей Гражданского кодекса Российской Федерации в случае перехода в порядке наследования выморочного имущества к государству субъектом принятия наследства является Российская Федерация. Им не может быть субъект Российской Федерации или муниципальное образование.
Пункт 3 статьи 1151 названного Кодекса содержит отсылочное положение к специальному федеральному закону, в рамках которого должны быть урегулированы отношения, возникающие по поводу наследования, учета и передачи в собственность субъектов Российской Федерации, муниципальных образований выморочного имущества. Соответственно, принятие такого федерального закона, при действующей редакции указанной статьи, должно будет сохранить конструкцию перехода права собственности на выморочное имущество первоначально к Российской Федерации, а уже затем, в установленном этим законом порядке, к субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Такой подход представляется не вполне соответствующим принципам управления жилищным фондом, которые заложены в положениях Жилищного кодекса Российской Федерации. Анализ норм данного Кодекса позволяет сделать вывод о том, что большая часть жилых помещений с точки зрения распределения полномочий между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями сосредоточена именно на муниципальном уровне (полномочия по распределению социального жилья, полномочия в сфере управления домами и т.д.). На федеральном уровне в основном сосредоточены полномочия в отношении жилых помещений, входящих в государственный жилищный фонд, предназначенный для предоставления отдельным категориям граждан.
Кроме того, в настоящий период времени сложилась достаточно сложная ситуация относительно обеспечения жилыми помещениями по договорам социального найма граждан, нуждающихся в них. Согласно Федеральному закону "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. По существу, на практике бремя несения обязательств по обеспечению этих граждан жилыми помещениями легло на муниципальные образования, а количество таких граждан существенно. При этом статья 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из установленных Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" перечня вопросов местного значения, возложила решение вопроса об обеспечении малоимущих граждан жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, именно на муниципальные образования за счет жилых помещений муниципальных жилищных фондов.
Таким образом, на современном этапе представляется бесспорным вопрос относительно судьбы жилых помещений, являющихся выморочным имуществом, - право собственности на них должно переходить к муниципальным образованиям. Такой подход наиболее четко разграничивает и определяет правовое состояние данного имущества и устраняет бюрократические проблемы, связанные с его переходом из одного правового положения в другое.
ПЕРЕЧЕНЬ
АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ
УТРАТИВШИМИ СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ, ДОПОЛНЕНИЮ
ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬИ 1116, 1151, 1162 И 1175
ЧАСТИ ТРЕТЬЕЙ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в статьи 1116, 1151, 1162 и 1175 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" не потребует принятия, признания утратившими силу, приостановления, изменения или дополнения законодательных актов Российской Федерации.