Статистика утверждает, что сегодня машиностроение занимает около 17% в промышленном производстве России, однако, по моим подсчетам, эта цифра завышена.
Беда в том, что мы не располагаем достаточным научно-техническим потенциалом, чтобы быть конкурентоспособными не только на мировом, но и на внутреннем рынке.
Речь идет об уровне развития машиностроения. Именно от него зависят экономический потенциал и обороноспособность любой страны.
У нас лучшая техника в области непрерывной разливки стали, реализованы интересные идеи по прокатным станам. Можно вспомнить об алюминиевых сплавах, новых композиционных материалах на основе цветных металлов. Таких достижений очень много, и здесь мы до сих пор впереди.
В производстве станков с числовым программным управлением, компьютеров мы долго держали пальму первенства, однако за минувшие 15 лет ее упустили. Сейчас в этой отрасли впереди японцы и немцы.
Тем не менее мы до сих пор лидируем по мощным металлообрабатывающим станкам. Заводы до сих пор продают свою продукцию за рубеж — в ту же Японию.
Большой урон в советские времена наносила изолированная система, когда предлагалось все делать самим, хотя многое можно было купить за рубежом. Понятно, что на все сил не хватит, что нужно наметить приоритеты, где наша продукция была бы лучшей. Но, к сожалению, с одной стороны, руководители так и живут по инерции, а с другой — у нас нет денег.
Между тем наши ученые закладывают основы грядущего могущества России в наших институтах и конструкторских бюро.
Например, в Воронеже создали двигатель принципиально нового типа, работающий на жидком водороде и жидком кислороде. В нем турбонасосный агрегат вращается со скоростью 120 тыс. оборотов в минуту. Естественно, машиностроение находится в прямой зависимости от науки, а она практически не финансируется.
В Академии наук произошли очень сильные деформации — в численности институтов и в возрасте научных работников.
Самое же печальное, что уже 15 лет не обновляется экспериментальная база наших институтов. Нельзя в области физики получить выдающийся результат только с помощью бумаги и карандаша. Пока вы не провели эксперименты, никто вам не поверит.
Если мы хотим, чтобы государство было сильным, то нужно восстанавливать науку, машиностроение и прежде всего станкоинструментальную промышленность. При этом очень важно, чтобы достижения были на виду, и в этом я вижу одну из главных задач прессы. А когда мы покажем, какие у нас замечательные институты, КБ, какие уникальные результаты получают талантливые российские специалисты, быть может, тогда даже власть более серьезно подумает о перспективах развития реальной промышленности, о возрождении былого могущества на базе развития науки и машиностроительного комплекса.