Российские станкостроители вслед за авиа- и судостроителями мечтают объединиться. Идея создания холдинговой компании с государственным участием нашла понимание в Правительстве, но одновременно вызвала шквал критики и обвинений в адрес инициаторов процесса.
Такие дела
Сегодня объемы станкоинструментальной промышленности невелики, хотя очевидно, что машиностроение не может жить и развиваться без современных металлообрабатывающих станков, оборудования и инструментов. Промышленности нужны самые разные станки от миниатюрных часовых для аэрокосмической отрасли до 500-тонных махин для транспортного и энергетического машиностроения. Номенклатура отрасли порядка 3,5 тыс. моделей станков и оборудования. Большие серии, как в автомобильной промышленности, не практикуются нигде в мире. Поэтому на станкостроительных предприятиях массового производства нет и никогда не будет. Хотя база комплектующих все-таки единая: электроника, электротехника, пневматика и гидравлика.
Практически 80% оборудования станкостроительной промышленности выработало свой ресурс и требует обновления. Но у предприятий отрасли нет средств — ни на создание новой техники, ни на обновление своего производственного потенциала. Рентабельность станкозаводов не превышает 5—7%, производства не приносят больших и быстрых прибылей, поэтому для инвестиций непривлекательны.
В результате собственники, пользуясь своим законным правом, ликвидируют малоприбыльные предприятия, превращая их в торгово-развлекательные центры, складские помещения или арендные площади. Только по этой причине заводы и НИИ отрасли постоянно подвергаются рейдерским наездам. Например, в Москве ликвидирован государственный проектно-технологический и экспериментальный институт «Оргстанкинпром», его просто уничтожили, а коллектив научных сотрудников разогнали. Полностью загублено санкт-петербургское станкостроение, в том числе и такое уникальное предприятие, как объединение имени Свердлова, 30% продукции которого шло нарасхват по всему миру. Таким способом в стране уничтожено 40 станкостроительных заводов и институтов. В стенах Московского станкостроительного завода им. Серго Орджоникидзе и Московского станкозавода сегодня торговые развалы. Особенно рейдеры преуспели в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Воронеже. Сейчас в России более тысячи предприятий и организаций, связанных с металлообрабатывающим оборудованием, и только 150 непосредственно развивают науку, проектируют и производят станки, инструмент и прессы. Если предприятия отрасли не сконцентрируют активы, будут действовать разрозненно, набеги рейдеров уничтожат и остатки былой роскоши.
Станкостроители страны, объединяйтесь!
Из-за своей специфики и особенностей рынка станкоинструментальной продукции отрасль оказалась раздробленной. Именно поэтому предприятия и внесли предложение по объединению в холдинговую компанию. Речь идет не о государственном холдинге, а о частно-государственном партнерстве. Ассоциация станкостроителей предлагают Правительству наиболее эффективно использовать свою часть активов. Государство может вступить в холдинг собственными структурами «Станкоимпорт», «ВНИИалмаз» и «ВНИИинструмент», которые включены в план приватизации.
Ведущие наши заводы поддержали эту инициативу и готовы внести свои пакеты акций (25% плюс одна акция) в уставный капитал холдинговой компании, если там будет государственная доля.
В результате предполагается получить интегрированную компанию, способную решать технические, производственные и маркетинговые проблемы, привлекать ресурсы для собственного развития и осуществлять комплексную поставку оборудования заказчику.
Мы хотим сохранить то, что еще можно сохранить. Не для себя — для отрасли. Поэтому и стоим на том, что государство обязательно должно в холдинге присутствовать. При этом — это очень важно! — мы не хотим перекладывать на государство ответственность за техническое состояние отрасли. Наш основной потенциальный инвестор — банки. Заемные бюджетные средства мы можем получать только на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
Присутствие государства даже в небольшом объеме позволит сконцентрировать внимание прежде всего на его нуждах по обеспечению технической независимости и укреплению обороноспособности. И в этом мы видим господдержку, в которой на данном этапе очень нуждаемся.
Объединимся, заведем базу данных, создадим единый информационный центр. И все это будет работать на коммерческой основе, станет привлекательным деловым центром для производителей и потребителей станочной продукции.
Примерно по такому пути возрождалось станкостроение Германии, Франции, США и Японии. Кстати, до сих пор станкостроительные фирмы этих стран пользуются как явной, так и скрытой поддержкой государства.
Комплексный подход
Чтобы развивать станкостроение, нужен внутренний потребитель. Поэтому модернизировать надо комплексно все машиностроение. Причем на отечественной базе, а не завозить в страну оборудование из Тайваня, Китая, Болгарии. Ведь в
Наши эксперты проанализировали импорт. В прошлом году в Россию ввезли 11,5 тыс. станков, из них с числовым программным управлением всего 1,4 тыс. Это не нормально. Даже в советское время примерно 10—12% станков были импортными. Просто потому, что есть станки, производство которых не было смысла осваивать. Но зачем брать чужое там, где мы до сих пор сохраняем конкурентоспособность. Во всяком случае никто тяжелые машины так не сделает, как их делают русские. Поэтому таможенные пошлины нужно начислять только на то оборудование, которое выпускают российские заводы, и обнулить на станки и комплектующие, которые в России не производятся. И еще: пошлины должны гибко варьироваться и регулироваться ежегодно в зависимости от ситуации.