Совпадение прожиточного минимума и пенсии назначено на 2009 год, а пока речь идет о том, чтобы довести размер ее базовой части до 1260 рублей. Со своей стороны со странной инициативой выступил РСПП: кроме предложения государству совместно с бизнесом доплачивать на счет работников НПФ по 1000 рублей с каждой стороны, предлагается также в обязательном порядке страховать пенсионные накопления и резервы НПФ в Агентстве по страхованию вкладов.
Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с установлением размеров базовых частей трудовых пенсий» принят Госдумой в окончательной редакции. Средств на его реализацию в бюджете текущего года хватает. Согласно законопроекту базовая часть трудовой пенсии по старости будет равняться 1260 руб. в месяц (вместо нынешних 900), а для лиц, достигших 80 лет, — 2520 руб. в месяц. Также в законопроекте предусмотрено, что трудовая пенсия по инвалидности будет зависеть от степени ограничения трудоспособности, и базовая ее часть составит 2520 руб. при 3-й степени, 1260 руб. при 2-й и 630 руб. при 1-й.
Тем пенсионерам и/или инвалидам, на иждивении которых окажутся нетрудоспособные члены семьи, будут выплачивать на каждого такого человека по 420 руб. – со всей щедростью, которой знаменито родное государство. Для детей-сирот, потерявших обоих родителей или мать, бывшую единственным кормильцем в семье, базовая часть трудовой пенсии также составит 1260 руб. в месяц, прочие нетрудоспособные члены такой семьи будут получать 630 руб.
Поскольку выжить на 1260 руб. в месяц в современной России, очевидно, невозможно, жизненно важным для будущих пожилых людей становится вопрос о накопительной части пенсии, а с ней все совсем нехорошо. Пенсионная реформа, по сути, провалилась. При этом власти официально заявляют, что уже в среднесрочном будущем (к
Учитывая критичность ситуации, крупный бизнес, получивший еще весной пожелание Президента стать «социально ответственным», сообщил о готовности добровольно участвовать в улучшении пенсионного обеспечения своих работников. Такое заявление недавно сделала рабочая группа РСПП, занимавшаяся разработкой концепции новой пенсионной системы.
Предложение РСПП заключается в том, что компании будут добровольно перечислять на счет работника (в НПФ по его выбору) 1000 руб. вдобавок к 1000 руб., которые в соответствии с концепцией станет выплачивать государство. РСПП только просит освободить этот взнос работодателя от ЕСН. При этом обязательства работодателя по уплате этого налога с других выплат работнику сохранятся, благодаря чему, по мысли разработчиков, бюджет не понесет ущерба.
Одновременно с этим РСПП предлагает в обязательном порядке страховать пенсионные резервы и пенсионные накопления в Агентстве по страхованию вкладов (АСВ) по системе, аналогичной страхованию банковских депозитов. Тогда при банкротстве фонда или потери части накоплений из-за неудачного инвестирования клиент НПФ сможет рассчитывать на компенсацию своих накоплений государством в размере до 400 тыс. руб. Другой схемой страхования пенсионных накоплений может стать создание фонда взаимного страхования пенсионных накоплений, участие в котором для НПФ также будет обязательным.
Предложение РСПП в отличие от правительственного законопроекта не вызвало однозначной положительной реакции со стороны участников рынка. Существующая система снижения рисков НПФ, по мнению экспертов, достаточно устойчива и не требует дополнительных расходов из средств самих НПФ – фактически из средств будущих пенсионеров. Кроме этого, потребуется пересмотр схемы резервирования пенсионных резервов (в настоящее время от НПФ требуют резервирования 5—25% резервов на покрытие возможных убытков).
Придется пересматривать и существующие схемы работы НПФ с УК, иначе этот вид страхования будет дублировать существующие механизмы защиты средств НПФ от потерь при инвестировании: в большинстве договоров НПФ с УК прописано, что при таких потерях УК берет на себя покрытие возможных убытков. Зачем, собственно, РСПП сделал такое предложение, экспертам осталось не совсем ясно. Возможно, РСПП по самой своей природе стремится к «крупным формам» — в этом случае предложение об обязательном страховании средств НПФ понятно, поскольку может привести к укрупнению рынка НПФ и выбиванию из него мелких пенсионных фондов, для которых любые дополнительные затраты критичны.