Чем выше уровень технологических знаний в стране, тем выше уровень ее влияния на мировой арене. Однако сегодня Россия по-прежнему вывозит сырье, а ввозит готовую продукцию из него, забывая о развитии обрабатывающих отраслей. Что поможет нам выйти из замкнутого круга?
Наблюдаемая в последнее время активная полемика о перспективах развития российской промышленности представляется весьма актуальной прежде всего потому, что в условиях усиливающейся разбалансировки мировых товарных и финансовых потоков хозяйственную самостоятельность сохранят лишь страны с высокой производительностью и качеством труда.
Бесконтрольное движение избыточного финансового капитала, в значительной степени спекулятивное, таит в себе угрозу для мировой экономики.
Не очень разборчивые попытки обеспечить экономический рост за счет высокорискового размещения денежных средств неизбежно приведут к тем или иным осложнениям.
Демонтаж американских ипотечных «горок», вероятно, лишь одно из первых проявлений постепенно приближающейся многочисленной группы проблем.
Одним из важных инструментов защиты от разрушительных финансовых неурядиц видится эффективная диверсифицированная промышленная политика. В связи с этим место России в мировой табели о рангах будет зависеть как от разнообразия и количества располагаемых и добываемых природных богатств, так и от умения обрабатывать металлы, лесоматериалы, пластмассы, а также получать новые материалы с заданными полезными свойствами. Чем выше уровень технических знаний и технологического умения, тем выше уровень уважения к России и ее влияния на мировой арене.
В ином случае наша страна аккуратно расположится между молотом и наковальней, то есть между топливно-сырьевым экспортом и машинно-техническим и потребительским импортом. При неблагоприятном стечении конъюнктурных обстоятельств это может привести к весьма негативным последствиям. Например, в течение первого полугодия текущего года уже отмечено снижение сальдо внешнеторгового оборота, составившего за январь — июнь
Удельный вес основных видов топливно-энергетических ресурсов в общем объеме экспорта стабильно превышает 60%-ный уровень, а с учетом экспорта черных и цветных металлов почти достигает 75%-ного уровня. Машины и оборудование в общем объеме экспорта составляют лишь 6—7%. В импорте наблюдается обратная картина — в его общем объеме доля машин, оборудования и транспортных средств достигла почти 50%, а с учетом потребительских товаров и медикаментов превышает 2/3 объема импорта.
К чему приводит отказ от реализации промышленной стратегии, хорошо видно на примере отечественного станкостроения, драматически сократившего объемы производства. В настоящее время внутреннее производство металлорежущих станков меньше импорта в десятки раз, а зависимость от зарубежных поставок машино-технической продукции уже давно превысила критический уровень. С исчезновением станкостроения утрачивается важнейший элемент отечественной базы производства всех других видов машин и оборудования.
Дискуссия по поводу промышленной стратегии ведется не первый год. По-прежнему предпринимаются попытки выделить отличия, разделить и даже противопоставить экономическую и промышленную политику. А зачем?!
По нашему мнению, промышленная политика — составной элемент программы государственного строительства в части превращения отечественной экономики в одного из мировых лидеров по параметрам технологичности, производительности и качества.
Эффективность реализации промышленной политики во многом зависит от того, насколько четко понимаются ее приоритеты, выверена последовательность тех или иных действий, определены формы взаимодействия органов государственной власти, объединений предпринимателей, общественных институтов, учреждений науки. Потому-то существует явная потребность в разработке комплексного долгосрочного документа — концепции диверсифицированной промполитики.
К сожалению, не только на бытовом, но и на профессиональном уровне такую концепцию нередко воспринимают как некий беллетристический материал, многостраничную агитку. Подобная точка зрения неверна. Концепция – предельно ответственный документ, предопределяющий рубежи, на которые выйдет российская промышленность через два-три десятилетия, предсказывающий, применением какой техники и технологий будет преимущественно обеспечиваться производство той или иной продукции, формирующий принципиально конструкцию налоговых, таможенных, денежно-кредитных и антимонопольных инструментов регулирования хозяйственной деятельности.
В заключение отметим, что отказаться от диверсифицированного развития промышленности в пользу развития ограниченного круга отраслей могут лишь государства, не претендующие на сколько-нибудь значимую роль в мировой системе политико-экономических связей либо имеющие те или иные серьезные ограничения, например ресурсные, для развития национального хозяйства. Тем более это вряд ли позволительно государству — постоянному члену Совета Безопасности ООН, входящему в «большую восьмерку».