Предыдущую публикацию в рубрике «Проектная группа» мы начали с упоминания притчи о прутьях (см. «ЭЖ» № 46, 2006 г., стр. 33). Слово за слово, глядишь — совсем забыли сказать самое важное: хоть команда и крепка единством, да веники и метлы вязать из нее негоже. «Гвозди бы делать из этих людей» — за такие лозунги поэта Николая Тихонова в менеджеры проектов не взяли бы.
В коллективах энтузиастов нередко возникают ситуации, когда желание сделать лучше противоречит объективным факторам. Простой пример: группа сотрудников выполняют очередной этап проекта, все роли в принципе расписаны, ответственность распределена, но в момент подготовки отчета выясняется, что кто-то зачем-то выполнил чужую работу из самых, казалось бы, светлых побуждений – ускорить ход общего процесса. В итоге все оборачивается конфликтом, срывом плана, санкциями со стороны заказчика и т. д.
Другой стороной медали является стремление иных сотрудников сбросить ярмо должностных обязанностей по проекту и в виде просьбы, а порой и приказа препоручить их более трудолюбивым коллегам. Превращаясь в порочную тенденцию, подобное поведение не может остаться незамеченным и также приводит к разладу в проектной команде.
И в том и в другом случае у ее руководителя возникает соблазн потуже затянуть все гайки и шурупы и вместо демократии ввести чрезвычайное президентское правление. Но что толку в диктатуре, если проектные ресурсы утекают сквозь пальцы, а результата не видно даже на горизонте?
Команда совсем отбилась от рук? Дух креатива и здорового позитива покинул ее ряды? Причина ясна – просто участники проекта перестали быть единомышленниками. Банально, но факт. Если нет общего видения четко сформулированной цели, если задачи неконкретны и определены слишком общо, если каждый начинает решать их по-своему — вот и получаем команду без царя в голове.
Но дело не только в едином взгляде на проблему, а вернее в его отсутствии. Каким бы краткосрочным и малозначительным ни казался проект на первый взгляд, великое складывается из пустяков. Всякому начинанию должна предшествовать идея, в которой заключен его смысл. Другими словами, у каждого проекта, как и у его команды, должна быть своя миссия.
Ее содержание зависит от типа организации. Если предприятие процессно ориентированное, то есть проектные работы играют вспомогательную роль в его деятельности, то миссия команды в этом случае формулируется в соответствии с целью ее создания и может звучать приблизительно так: «Соблюдая сроки и бюджет, обеспечить моральное и материальное удовлетворение потребностей заказчика в лице… в форме…»
Если же компания использует проектный подход к ведению бизнеса в целом, миссию любой проектной группы из числа ее сотрудников следует начинать словами в духе: «Во благо нашей компании и в интересах наших клиентов….»
Принципиальная разница между первой и второй формулировками в масштабах осмысления — первая для тех, кто использует методологию проектного менеджмента в качестве подручного бизнес-инструмента, а вторая для тех, чья работа, да и сама жизнь — непрерывный проект.
Миссия не просто поможет объединить непримиримых соперников, уладить разногласия и добиться взаимопонимания внутри команды – она способна повысить внутреннюю самооценку каждого ее участника. Отныне любой сотрудник компании, причастный к выполнению проекта, станет ощущать себя избранным свыше, несущим гордое знамя благой идеи, пускай и коммерческой. А отсюда уже недалеко до построения корпоративной идеологии — одной из основ непрерывного улучшения качества.
Оптимальным является вариант, когда сами участники проектной группы формулируют свою миссию и согласовывают ее с руководством. Однако не беда, если идею подкинет главный менеджер проекта, главное, чтобы предложение прозвучало в тактичной и ненавязчивой форме.
Адекватно воспринятая и положенная в основу реализации проектных работ миссия будет играть роль ориентира не только для исполнителя, но и для заказчика, который, зная формулировку, сможет определить качество достигнутых результатов относительно заявленных посылок и тем самым оценить надежность своего партнера.
«Дайте мне точку опоры, и я поверну землю», — говорил Архимед. Точно такая же точка опоры нужна в любом проекте. Хорошо, когда прут не один, а когда их, скажем, десять — попробуй сломай такой веник. Но еще лучше, если проектная команда не «веник», а целеустремленная группа единомышленников, готовых как один вместе стоять за успех.