Каждый бодр по-своему

| статьи | печать

Среди жителей средних и больших российских городов крепнет уверенность в своем будущем и будущем страны. Причем крепнет столь впечатляюще, что последнее, уже третье свое исследование экономических настроений населения Центр стратегических исследований Росгосстраха (ЦСИ) назвал «Россия: в будущее — с оптимизмом».

 

Выводы исследования имеют такой «градус» бодрости, что это даже несколько настораживает. Но сначала напомним, какими инструментами пользуются специалисты ЦСИ: это пять индексов, отражающих изменение доходов респондентов за последний год, их «доходные» ожидания в наступившем году и через 5—7 лет, мнения об изменении экономической ситуации в стране и в своем городе в эти же временные периоды. Обобщающим, шестым показателем выступает индекс потребительских настроений (ИПН).

Так вот, если в 2006 г. ИПН подрос на 5,7 пункта, то теперь прибавка составила сразу 11, а индекс закрепился на отметке 132,4 пункта. Это очень высокий показатель, учитывая, что в нем цифры после сотни показывают разницу между долями респондентов, давших положительные и отрицательные ответы.

Отметим только, что ИПН мало отличается по «размерным» группировкам городов, а самое большое значение (137,2) — у индекса долгосрочных потребительских ожиданий. Значит, в будущее наши граждане смотрят действительно уверенно.

Однако граждане у нас все-таки разные: по доходам, возрасту, образованию, полу. И авторы исследования, как и раньше, дотошно провели анализ по каждому из этих критериев. Подробнее остановимся на потребительских настроениях по имущественным группам россиян. Это представляется более важным, поскольку средними показателями ударно растущих доходов по стране нас изрядно потчует официальная статистика. Потом же оказывается, что разрыв в доходах между крайними децельными группами снова увеличился.

В исследовании Росгосстраха таких групп пять — от тех, кому средств едва хватает на питание, до граждан, которым по карману квартира или новый дом. Как и следовало ожидать, потребительские настроения очень четко зависят от состояния кошельков (см. табл.).

Тем не менее обратите внимание: в 1-й, самой малоимущей, группе в 2005 и 2006 гг. превалировал пессимизм и только в долгосрочной перспективе теплилась надежда на улучшение достатка. Теперь же «в минусе» лишь оценка текущего состояния, да и та с внушительной прибавкой в 12,1 пункта. А ИПН в этой группе говорит о значительно возросших потребительских настроениях, то есть многие наши сограждане начали выходить из нищенской депрессии.

Вот еще что цепляет глаз. В 3-й группе (а это россияне с возможностями купить крупную бытовую технику и не более) год-два назад индекс текущей ситуации отставал от этого показателя в более состоятельных группах (4-я и 5-я) более чем на 20 пунктов. Нынче этот разрыв сократился вдвое — до 10—11 пунктов. А по всем остальным индексам эти три группы шагают почти в ногу.

Относительно подвижек в группах за последние три года данные в исследовании такие. Россиян, которым денег с трудом хватает на питание, стало меньше на 8,1%, и теперь их доля в населении составляет 22,2%. Тех, кому помимо еды средств хватает еще и на предметы первой необходимости, стало больше на 2,5% (43,1%-ная доля). Потребители стиральных машин и холодильников увеличились на 2,2% (26,1).

Отрадно, что заметнее — на 2,6% — выросла доля граждан, способных замахнуться на покупку авто (6,9). Наконец, доля откровенно богатых россиян выросла на 0,9% — до 1,7%.

Как видим, суммарная доля граждан, которых условно и с натяжкой можно записать в средний класс (3-я группа), составляет 34,7%. Прямо говоря, негусто, однако с 2005 г. их количество выросло на 5,7% — хороший темп, так держать и надо! Как и темп уменьшения самых обездоленных.

Не будем спорить с авторами исследования о степени оптимизма в народных массах. Но в главном с ними надо согласиться: в целом жить становится лучше и веселее. Кстати, знаете, в каком городе самый высокий уровень оптимизма? Нет, не в Москве — она лишь на 25-м месте среди 44 обследованных городов. Новосибирск — вот место истинной бодрости российского духа: ИПН здесь составил 140,1 с ростом за год на 28,4 пункта.