Гримасы советских долгостроев проглядывают в проекте Долгосрочной стратегии массового строительства жилья для всех категорий граждан, впервые представленном широкой публике на Всероссийском совещании по итогам реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» в I полугодии 2007 года.
На 17 лет растянуто выполнение намечаемого новой государственной политикой жилищного строительства. Хотя, слов нет, документ нужный и давно ожидаемый. Только и он пока еще лукавый.
Так, Стратегия вводит новый стандарт жилищной обеспеченности граждан —
Однако уже сегодня немалое число состоятельных граждан не ограничивают себя стандартными жилыми «квадратами». Чтобы убедиться в этом, достаточно полистать глянцевые журналы.
И даже при таком двойном стандарте устанавливается специфическая структура рынка жилья.
Первый сегмент в нем составит муниципальное жилье, предоставляемое в социальный наем бесплатно людям с доходами ниже прожиточного минимума.
Второй сегмент — муниципальное жилье, предоставляемое в социальный наем с частичным субсидированием. Оно предназначается гражданам, имеющим доходы выше прожиточного минимума, но ниже уровня стоимости найма жилья. Государство будет субсидировать часть расходов, чтобы плата за аренду не превышала 10% доходов семьи, а за жилищно-коммунальные услуги — 15%.
Третий сегмент. Это муниципальное и частное жилье, предоставляемое внаем людям, чьи доходы выше уровня стоимости социального найма, но ниже уровня, позволяющего приобретать жилье в собственность с использованием накопительных и (или) кредитных механизмов. Им государство предоставит налоговые вычеты по НДФЛ в части суммы, потраченной на оплату найма жилья. По существу, это возрождение доходных домов, о чем давно мечтают мэры российских мегаполисов.
Четвертый сегмент — жилье экономкласса, приобретаемое в собственность. Такое могут позволить себе люди, обеспеченные финансами. Но не настолько, чтобы купить квартиру либо дом без ипотеки или иной формы займа. Забота государства в данном случае будет выглядеть как предоставление льготных кредитов тем, кто надумает улучшить свои жилищные условия посредством залога или субсидий, предоставляемых, к примеру, при переселении из районов Крайнего Севера.
Здесь тоже возможно предоставление налогового вычета по НДФЛ в части суммы, потраченной на покупку жилья в собственность. Именно этот контингент людей должен будет активно создавать объединения граждан для строительства жилья и управления им.
Пятый сегмент — жилье свободного (нестимулируемого) рынка. Понятно, что участниками этого сегмента будут состоятельные люди. Но и им государство намерено предоставлять налоговые вычеты по НДФЛ в части суммы, потраченной на приобретение жилья в собственность.
Итак, всем сестрам по серьгам.
Далее Долгосрочная стратегия увеличит сроки жилищного кредитования до 30 и даже 50 лет, на чем настаивают эксперты и практики строительного рынка. Это выгодно и девелоперам (обеспечивается регулярный приток денег), и гражданам — особенно молодоженам и начинающим трудовую жизнь специалистам.
Также предусматривается государственная помощь индивидуальным застройщикам и участникам комплексного освоения территорий под малоэтажное домостроение.
На поддержку государства могут рассчитывать и муниципалитеты. В частности, их освободят от необходимости внесения в свои долговые книги обязательств, обеспеченных залогом земли.
С
Первый промежуточный финиш при этом предусмотрен в
Второй промежуточный итог подведут в
Однако суровая действительность такова, что, согласно демографическим прогнозам, население страны к этому времени сократится на десяток-другой миллионов человек. По Долгосрочной стратегии к этому сроку будет вводиться в год не менее 148 млн кв. м жилья — намного больше одного жилого «квадрата» на каждого среднестатистического россиянина.
Всего в течение 2008—2025 гг. планируется построить не менее 2 млрд кв. м доступного и комфортного жилья. В настоящее время жилой фонд России равен 3 млрд кв. м.
«На повестке дня вплотную встает вопрос о принятии долгосрочной стратегии массового строительства жилья для всех категорий граждан, а также комплекс смежных вопросов: градостроительной политики, использования энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий, стратегии развития строительной отрасли в целом. Напомню, что, даже развиваясь ускоренными темпами (а ежегодный прирост в отрасли, рекордный за все последние годы, — 15% в год), она все равно отстает от стремительно растущих в стране потребностей. О необходимости принятия такой стратегии говорит и тот факт, что даже поставленные в нацпроекте высокие ориентиры, такие, как ввод к
…Не может страна с такими резервами, накопленными за счет нефтегазовых доходов, мириться с тем, что миллионы ее граждан живут в трущобах».
ВЛАДИМИР ПУТИН (20 апреля