Усиление инфляции, которая по итогам января — июля нынешнего года составила уже свыше 7% к соответствующему периоду прошлого года, вновь обострило споры о влиянии укрепления рубля на развитие отечественной экономики. Все больше экспертов приходят к мнению, что повышение курса национальной валюты стимулирует ее рост.
Банк России, на который с надеждой устремляют свои взоры основные борцы с инфляцией, включая Минфин, располагает 3 основными инструментами снижения динамики цен: курсовой политикой, депозитными ставками и фондом обязательного резервирования.
Среди них повышение курса российской валюты является наиболее весомым «аргументом» против инфляции.
В Основных направлениях денежно-кредитной политики на
Укрепление рубля, по оценке заместителя Председателя ЦБ Алексея Улюкаева, приводит к относительному снижению импортных цен, что, в свою очередь, изменяет структуру спроса на валюту, замедляет оборот денег и т. п. В целом за год 1% укрепления рубля дает приблизительно 0,3 процентного пункта снижения инфляции.
Экспорту не помеха
Повышение курса отечественной денежной единицы встречает активное противодействие со стороны представителей экспортоориентированных отраслей. Обычно они выдвигают тезис о вреде укрепления рубля для развития экономики в целом. Как говорится, мы есть царь (в данном случае — экономика).
С их легкой нефтегазовой руки было принято считать, что повышение курса нашей денежной единицы отрицательно влияет на конкурентоспособность российских товаров на внешних рынках, поскольку затраты в долларовом исчислении увеличиваются и это снижает экономическую эффективность экспорта. Но Россия поставляет на международные рынки в основном сырьевые товары, цены на которые постоянно растут, поэтому соотношение между ними и долларовыми издержками не только не ухудшается, но и становится лучше для экспортеров. Другой вопрос, что всегда хочется зарабатывать еще больше денег…
Кроме того, у государства есть и другие инструменты экономической политики, которые могут повысить экономическую эффективность экспорта, например снижение таможенных пошлин. Правда, эта мера носит уж слишком лоббистский характер, поэтому гораздо благороднее бороться за интересы всех производителей, настаивая на вредности укрепления рубля.
По-настоящему серьезные проблемы повышение курса отечественной валюты создает тем экспортерам, которые работают в рамках межправительственных соглашений, прежде всего Рособоронэкспорту. Такие компании большинство своих расходов оплачивают в рублях, а стоимость поставляемых за рубеж товаров фиксируется в долгосрочных контрактах в долларах.
Но и в данном случае у государства есть иные экономические механизмы, которые можно использовать, чтобы помочь нашим экспортерам высокотехнологичной продукции. К примеру, здесь возможно субсидирование за счет бюджетных средств процентных ставок по кредитным ресурсам, предоставление государственных гарантий и т. п.
Еще одна давно назревшая мера — переход на торговлю отечественным вооружением за рубли, ведь большинство наших покупателей (Индия, Китай, Венесуэла) сами не прочь сузить сферу влияния американской валюты. Причем сегодня создавать резервы российских денег под оплату контрактов особенно выгодно: курс доллара по отношению к ней постоянно падает.
Возможно, ситуация постепенно поменяется после открытия новой нефтяной биржи, которая должна торговать углеводородами за российскую валюту. Она будет работать в Петербурге в историческом здании биржи, которая располагалась до революции
Когда наши экспортеры будут продавать за рубеж нефть, газ и вооружение за российские деньги, они сами станут лоббировать укрепление национальной валюты, а не ее заниженный курс.
Поставки наших товаров растут
На внутреннем рынке укрепление рубля приводит к двум последствиям — увеличивается внутренний спрос и снижаются реальные цены на импортные товары. Из-за этого спрос может переключаться на импорт.
По оценке Евсея Гурвича, руководителя Экономической экспертной группы, которая провела исследование на эту тему, спрос на импортные товары неэластичен (эластичность спроса — степень изменения в количестве спрашиваемых товаров и услуг в ответ на изменение в их рыночной цене). В результате укрепление рубля увеличивает физический объем импорта, но сокращает расходы на него. А это означает, что часть спроса переключается на российские товары.
Снижение же курса рубля в
А. Улюкаев также считает, что рассуждения о вреде укрепления российской валюты мифологизированы и не подтверждаются статистикой. Нужно смотреть немножко глубже — что именно импортируется. И тогда оказывается, что увеличиваются прежде всего объемы импорта инвестиционной продукции (современного оборудования, технологий и т.п.). То есть компании используют падение курса доллара для модернизации своего бизнеса, снижают издержки и повышают свою конкурентоспособность.
Самым же весомым аргументом в пользу укрепления российской денежной единицы стало динамичное развитие экономики в последнее время, для которого характерен рост курса рубля. Причем успешно развиваются именно те отрасли, судьбу которых заранее оплакивали сторонники слабой национальной валюты.
Номинальный курс доллара к рублю с января по июль нынешнего года снизился на 3,5%, а обрабатывающие производства продемонстрировали за этот же период рост — 12,2 процентного пункта.
Золотое сечение
На самом-то деле ни Центробанк, ни другие экономические ведомства не собираются отпускать отечественную валюту в свободное плавание. Они постоянно говорят о разумном умеренном укреплении рубля. При этом вполне закономерно возникает вопрос: какими должны быть его границы?
Начальник Экспертного управления Администрации Президента РФ Аркадий Дворкович отмечает, что повышение курса рубля может привести к негативным последствиям, когда его темпы превышают рост производительности труда, увеличение эффективности экономики в целом. Пока же у нас национальная валюта не обгоняет повышение производительности труда.
Правда, в некоторых секторах экономики, в которых производительность труда увеличивается очень медленно или стагнирует, складывается сложная ситуация. Там растет доля предприятий, стоящих на грани банкротства, прогрессирует задолженность по заработной плате. Но это уже зависит не от курса рубля, а от способности менеджмента предприятий обеспечивать эффективность их работы. В отдельных случаях положение таких компаний зависит от экономической политики государства.
По мнению А. Улюкаева, базовым параметром, определяющим курс российской валюты, должен стать темп роста экономики. Все растущие экономики проходят период, в течение которого укрепляются их национальные денежные единицы. Например, в экономиках Германии и Японии длительное время одновременно фиксировался высокий экономический рост и укрепление валюты.
По всей вероятности, именно гармоничная увязка роста ВВП, производительности труда и курса доллара и будет золотым сечением макроэкономических показателей в данной ситуации. Как говорится, раз уж укреплять, то все сразу.