Потребовалось много лет и масса усилий множества людей, чтобы появился проект федерального документа об исполнении обязанности государственной власти и местного самоуправления по обеспечению конституционного права граждан России на жилище. В Правительство представлен проект Долгосрочной стратегии массового строительства жилья для всех категорий граждан — по сути, государственной политики в сфере жилищного строительства на период до 2025 года. Рассмотрение документа намечено на 20 сентября.
Вняли-таки в Росстрое и курирующем его Министерстве регионального развития голосу экспертов и практиков о необходимости принятия целостной программы жилищного строительства с указанием точных целей, источников финансирования и сроков исполнения.
Шестой год реализуется Федеральная целевая программа (ФЦП) «Жилище». Но вместо бума новоселий случился трехкратный взлет цен на квадратные метры практически по всей стране. С начала 2007 года по сравнению с прошлым годом рост цен на квадратный метр согласно мониторингу Росстроя составил 55,8% на первичном рынке и 63,4% — на вторичном.
Параллельно ФЦП реализуется приоритетный национальный проект (ПНП) «Доступное и комфортное жилье – гражданам России».
Но и в нем отсутствуют критерии доступности и комфортности.
К примеру, доступно по цене или по расположению к центру поселения или к городскому пляжу?
А как быть с удобствами во дворе в существующих населенных пунктах и в плодящихся со скоростью грибов после дождя «нахаловках» у областных и краевых центров? В субъектах РФ, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга, ввод жилья обеспечивается большей частью за счет индивидуальных застройщиков, осваивающих территории без дорог, водоснабжения и газопроводов, правдами и неправдами подключающихся к электролиниям.
ФЦП рассчитана до 2010 года, нацпроект вовсе бессрочный, но уже ясно, что ни через три года, ни даже к следующим после 2008 года президентским выборам в 2012 году не удастся порадовать россиян поголовным новосельем. Только 15,1% российских семей способны улучшить жилищные условия на свои сбережения или в долг. А нуждается в обновлении жилья практически каждый второй, что официально признано властью, сулящей народу комфортные и доступные квартиры.
Единственное, на что могут надеяться граждане после принятия Долгосрочной стратегии, — это на сокращение срока ожидания в очереди на социальное жилье повсеместно до трех лет.
Документ вводит понятие минимального федерального стандарта комфортности. Правда, неизвестно, когда появится перечень удобств. Хорошо хоть, что в критерии «доступности» попали такие параметры, как рыночная и социальная доступность, а также доступность коммунальных услуг.
Но опять, как в случае с Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, создаваемым в форме госкорпорации, намечается образование новой государственной корпорации — Федерального жилищного агентства. И использовать в этих целях «средства, предусмотренные в федеральном бюджете на 2008—2010 гг. на субсидии на погашение процентной ставки по кредитам (17 млрд руб. — Прим. «ЭЖ»), предоставление государственных гарантий в размере 38 млрд руб.». Итого: 55 млрд руб.
Предлагается создать еще одну госкорпорацию — Лизинговую компанию в сфере промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства, уставный капитал которой на 100% будет сформирован за счет федерального бюджета. В качестве господдержки предусматриваются: 1) госгарантии по привлекаемым кредитам; 2) субсидии на возмещение части процентной ставки по банковским кредитам; 3) поддержка государства в финансовом оздоровлении предприятий, участвующих в лизинговых проектах.
Опять проглядывает распил бюджетных средств. Похоже, чиновный люд не желает оставаться в стороне от дележа и взамен доживающей свой век целевой программе и национальному проекту с туманными ориентирами предлагает Долгосрочную стратегию массового строительства жилья для всех категорий граждан. И никому нет дела до неувязки с выполнением поставленной главой государства в апреле задачи о ежегодном вводе не менее
Индивидуальному застройщику не нужны агентства и лизинги — он сам о себе заботится, только бы не мешали. Крупные девелоперы давно работают в рыночных условиях, зарабатывая деньги на спросе, зачастую вопреки негативному воздействию госструктур.
В общем, есть что обсуждать в Белгороде на предстоящем заседании Президиума Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике. А главное, ответить на вопрос: «Кто с кого спросит за исполнение через 18 лет?»