Можно ли приватизировать электросеть?

| статьи | печать

Наша организация является муниципальным унитарным предприятием, занимающимся транспортировкой электроэнергии потребителям по всему району. Имеем ли мы право акционироваться?

Д. Рубцов, директор МУП «ЭКС»,

п. Солнечный, Хабаровский край

 

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее — Закон № 35-ФЗ) организация, занимающаяся транспортировкой электроэнергии до потребителей, признается субъектом электроэнергетики.

Под субъектом электроэнергетики понимаются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе поставки (продажу) электрической энергии, энергоснабжение потребителей, предоставление услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии, организацию купли-продажи электрической энергии.

Таким образом, учитывая вышеприведенную норму Закона № 35-ФЗ и исходя из текста вопроса, можно сделать вывод, что МУП является организацией электроэнергетики.

Ответ на вопрос о возможности акционирования субъекта электроэнергетики зависит от того, относится ли данная организация полностью и (или) объекты, которыми владеет МУП, к разрешенному к приватизации имуществу.

Организация, осуществляющая снабжение электроэнергией конечных потребителей, являясь субъектом электроэнергетики, относится еще и к объектам коммунально-бытового назначения.

Статьей 30 ФЗ № 178-ФЗ «О приватизации…» (далее — Закон № 178-ФЗ) установлены особенности приватизации объектов коммунально-бытового и социально-культурного назначения.

К объектам, приватизация которых запрещена, перечисленным в п. 1 ст. 30 Закона № 178-ФЗ, отнесены, в частности, «объекты энергетики».

Определение понятия «объекты электроэнергетики» содержится в ст. 3 Закона № 35-ФЗ. Так, к ним относятся: имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства, в частности линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.

Напоминаем, что приватизация объектов электроэнергетики запрещена.

В случае приватизации МУП, несмотря на существующие ограничения, имеются риски признания сделок приватизации таких объектов и (или) самого МУП недействительными как не соответствующими ст. 30 Закона № 178-ФЗ.

Поэтому определение состава запрещенного к приватизации имущества — важный момент в вопросе о возможности приватизировать социально значимые объекты унитарного предприятия и само предприятие.

По мнению «ЭЖ», МУП, скорее всего являясь субъектом электроэнергетики, владеет социально значимыми объектами, которые не могут быть приватизированы.

Изложенной позиции придерживается и ВАС РФ. Еще в марте 2006 г. он в своем Решении № 16642/05 признал не подлежащим приватизации унитарное предприятие в силу того, что все его имущество и само оно относятся к объектам энергетики, предназначенным для обслуживания жителей соответствующего поселения.

О невозможности приватизировать предприятия электроэнергетики ВАС РФ указал и в Информационном письме от 05.09.2006 № 111 «О приватизации специализированных унитарных предприятий жилищно-коммунальной сферы, оказывающих коммунальные услуги населению».

Президиумом ВАС РФ было отмечено, что при приватизации унитарного предприятия в составе его имущественного комплекса не могут быть приватизированы объекты инфраструктуры жилого фонда и объекты энергетики, предназначенные для обслуживания жителей соответствующего поселения. Названные объекты коммунально-бытового назначения, не включаемые в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия, подлежат передаче в муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством.

По смыслу данных норм, включенных в гл. 5 Закона № 178-ФЗ, определяющую особенности приватизации отдельных видов имущества, они исключают возможность приватизации лишь отдельных объектов коммунально-бытового назначения, что имеет место при нахождении их в имущественном комплексе неспециализированного унитарного предприятия.

Пункты 1 и 2 ст. 30 Закона № 178-ФЗ не регулируют вопросов приватизации указанных объектов в случае, когда они, являясь основными производственными фондами специализированного унитарного предприятия, составляют основную часть его имущественного комплекса. Эти нормы не могут рассматриваться как устанавливающие запрет на приватизацию имущественного комплекса специализированного унитарного предприятия.

Таким образом, основываясь на нормах законодательства о приватизации и нормах, регулирующих деятельность энергетического комплекса, учитывая позицию Президиума ВАС РФ, представляется, что МУП может быть акционировано, если само предприятие не относится к объекту энергетики, предназначенному для обслуживания жителей соответствующего поселения, и при условии исключения объектов энергетики из имущественного комплекса, если таковые у него имеются.

Обращаем внимание, что отчуждение имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении, регулируется нормами не Закона № 178-ФЗ (подп. 9 п. 2 ст. 3 Закона № 178-ФЗ), а бюджетного и гражданского законодательства.