С принятием Федерального закона от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» (далее — Закон № 1-ФЗ) у органов Федерального казначейства появилась возможность существенно оптимизировать документооборот с участниками бюджетного процесса.
Несмотря на то что Закон № 1-ФЗ действует уже пять с лишним лет, «виртуальные» документы, заверенные электронной цифровой подписью (далее — ЭЦП), — явление пока еще довольно редкое как для бизнес-структур, так и для государственных органов. Объясняется это отсутствием:
· функциональных автоматизированных рабочих мест у контрагентов;
· специального оборудования для использования ЭЦП (ввиду большой стоимости данное оборудование доступно не всем бюджетным учреждениям);
· специальных защищенных каналов связи;
· порядка ведения делопроизводства электронных документов (их регистрация, учет и хранение, архивное делопроизводство).
Тем не менее преимущества документооборота по безбумажной технологии давно оценили в органах Федерального казначейства. В этом плане интересен опыт Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю (далее — УФК), которое перешло на безбумажный обмен документами с учреждениями Центробанка еще в
Первоначально казначейство передавало в электронном виде платежные поручения на списание средств со счетов и получало в электронном виде выписки по счетам с отражением всех операций. Это позволило автоматизировать процесс обработки большого объема платежных операций. Электронный документооборот был установлен и с краевой администрацией, налоговыми органами, отделениями Пенсионного и Медицинского фондов, а также с Фондом социального страхования.
Для организации электронного документооборота с применением электронно-цифровой подписи с распорядителями и получателями средств федерального бюджета было установлено специальное программное обеспечение и оборудованы автоматизированные рабочие места распорядителей. Это позволило полностью автоматизировать процесс распределения объемов финансирования расходов и лимитов бюджетных обязательств, доводимых расходными расписаниями.
В 2004 — начале
А два года назад органы Федерального казначейства на местах стали пользоваться системой электронного документооборота (далее — СЭД), состоящей из нескольких контуров.
Контур № 1 предназначен для обмена информацией между Центральным аппаратом Федерального казначейства и УФК по субъектам РФ.
Контур № 2 используется органом Федерального казначейства и бюджетным учреждением, финансируемым из федерального бюджета.
В Контуре № 3 работают орган Федерального казначейства и финансовые органы субъектов РФ и местного бюджета.
Внедрение СЭД в Хабаровском крае началось с августа
Но основным объектом внедрения стал 3-й Контур, так как от него зависит работа по кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта РФ и бюджетов муниципальных образований.
С 1 января
Таким образом, внедрение системы электронного документооборота остается приоритетной задачей органов Федерального казначейства, так как объем их работы возрос настолько, что надлежащее исполнение бюджетов стало невозможно без сведения к минимуму ручной обработки информации.
Преимущества перехода органов казначейства на электронный документооборот:
· оперативность обмена информацией между всеми участниками бюджетного процесса;
· увеличение скорости обработки документов;
· сокращение неоднократной ручной обработки документов, что исключает возможные ошибки (так называемый человеческий фактор);
· сокращение транспортных расходов бюджетных учреждений;
· возможность автоматической обработки документов распорядителей средств;
· возможность формирования резерва рабочего времени и соответственно оптимизация численности специалистов как бюджетного учреждения, так и органов Федерального казначейства.