При обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога на соответствующий счет Федерального казначейства, он вправе подать в налоговую инспекцию заявление о допущенной ошибке согласно п. 7 ст. 45 НК РФ. К нему необходимо приложить документы, подтверждающие уплату указанного налога и его перечисление на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.
На основании заявления налогоплательщика и акта совместной сверки (если такая сверка проводилась) налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налогоплательщиком налога. При этом налоговый орган пересчитывает пени, начисленные на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа.
Указанные положения НК РФ введены в действие с 01.01.2007 Федеральным законом от 27.07.2006 № 137-ФЗ.
Минфин РФ Письмом от 14.08.2007 № 03-02-07/1-377 разъяснил, что, поскольку положение п. 7 ст. 45 НК РФ о пересчете пеней при уточнении платежа дополнительно гарантирует защиту прав налогоплательщиков (налоговых агентов), оно в соответствии с п. 3 ст. 5 НК РФ имеет обратную силу и распространяется также на поручения на перечисление налогов, при оформлении которых до 01.01.2007 допущены вышеуказанные ошибки. В
Таким образом, если сумма налога была зачислена в надлежащий бюджет при отсутствии потерь государственной казны, Минфин РФ счел возможным учесть осуществленный платеж в установленном порядке без начисления пеней.
Минфин РФ еще Письмом от 01.03.2005 № 03-02-07/1-54 разъяснял, что, если налогоплательщик ошибся, указав в платежных документах неправильный код классификации доходов бюджета, он может заявить об этой ошибке в налоговый орган. При устранении указанной ошибки и уплате налога в полном объеме в установленный законом срок в соответствующий бюджет оснований для начисления пеней (дополнительного платежа, применяемого для компенсации потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок) не возникает.
Однако, как свидетельствует арбитражная практика, налоговое ведомство к мнению Минфина РФ тогда не прислушалось.
А вот арбитражные суды с Минфином РФ по этому вопросу согласились.
Суды считают, что неверное указание КБК в платежных поручениях не приводит к неуплате налога, если фактически денежные средства своевременно и в полном объеме перечисляются в бюджет.
Именно так решили ФАС Московского округа в постановлениях от 25.06.2007 № КА-А40/5753-07 и от 06.06.2007 № КА-А40/5266-07, ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 26.07.2007 № А56-50620/2006, ФАС Волго-Вятского округа в постановлениях от 27.12.2006 № А11-2180/2006-К2-24/150 и от 21.12.2006 № А17-2058/5-2006, ФАС Дальневосточного округа — от 02.05.2007 № Ф03-А24/07-2/1276.
Убедит ли новое Письмо Минфина РФ налоговые органы, покажет время.